Блог Сергея Рассказова

Сергей Рассказов: основатель Школы шрифтового дизайна, организатор фестиваля Typetersburg и руководитель Шрифтовой бригады. Сознательно про шрифты, типографику, информационный дизайн, визуальные коммуникации, брендинг, и всё, что с ними связано.

Копирование как часть любой творческой профессии

5 апреля 2018, 0:07

Копирование — это часть профессии
Репродуцирование — прекрасно
Реплицирование — достойно оваций
Цитирование — необходимо
Подражание — часть учёбы
Воровство — плохо

Репродуцирование. Основа всего — мы неизбежно репродуцируем окружающий мир, его свойства, работы коллег и т. д. Это естественно. Подсознательно или осознанно мы репродуцируем каждый день, включая самих себя. Есть целая книга у Кричевского «Поэтика репродукции». Лучшая, его книга, кстати.

Реплицирование. В музыке иногда реплики превосходят авторов оригиналов и выходят в чарты. Реплики — это нормально, они двигают любую профессию вперёд. Увидел, что кто-то сделал что-то интересное, а ты можешь это использовать и сделать лучше — камон, делай!

Цитирование. Отсылки, цитаты, переклички между авторами, приветы друг другу в работах просто необходимы. Зашивать в свои работы пасхальные яйца, отсылающие к коллегам по цеху было бы полезно в нашей профессии. Не хватает непринуждённости в цитировании в сфере дизайна, а жаль.

Подражание. Один из способов обучения. Хочешь понять как работать самому, попробуй разобраться как работают другие. Кстати, я против подражания и старался никогда и никому не подражать даже в процессе учёбы).

А воровство, плагиат и пр. наступают тогда, когда подражание становится 1:1 или повторяет ключевую идею другого автора, с целью получения любой выгоды (денег, славы и т. д.)

Ну и напоследок ещё одно видео ELEW (спустя 8 лет после предыдущего).

К подобному уровню мастерства можно было прийти только репродуцируя, реплицируя, цитируя и подражая.

И ещё на бис:


P.S. Изначально эта заметка была написана в телеграме: https://t.me/rsskzv/89

Как я пытался создать хорошую шрифтовую вывеску для РЖД

20 января 2018, 9:52

Однажды, году в 2013, мне довелось делать вывеску и навигацию для одной из железнодорожных станций в Ленинградской области с прекрасным названием «Апраксин».

Милейшее атмосферное место, в котором какой-то меценат построил храм и под это дело сделал порядок на всей близлежащей территории. Включая дорожки, газоны, и сам вокзал станции. Я был искренне уверен, что для РЖД что-то значит историческое наследие, контекст и так далее. На самом деле, конечно, нет и пост у Варламова тому пример. Он сподвиг меня написать о том, как я безуспешно попытался спасти фасад станции «Апраксин» от корпоративной идиотии РЖД.

На самом деле задача была простейшей: Съездить на эту станцию вживую на электричке, взять гайдлайн и после обмера фасада на месте сделать макет, соблюдая все шрифты и отступы, как сказано в правилах фирменного стиля РЖД.

Но на деле оказалось всё не так просто. Никаких различий между панельным бараком и историческим зданием этот гайдлайн не предлагает. Вариант размещения вывески всегда только один. Есть, конечно, вот такая приписка «При размещении названия вокзала и логотипа ОАО „РЖД“ следует учитывать архитектурные особенности зданий вокзалов и требования к историческим сооружениям.», но вы уже сами догадались, что никто не захочет с этим заморачиваться. Ни один менеджер не сумеет утвердить и не возьмёт на себя ответственность, если дизайнер попытается отклониться от гайдлайна в соответствии с историческими особенностями здания. Но я решил попытаться.

В Ленинградской области на старых вокзалах ещё сохранились исторические станционные названия, выполненные великолепными историческими шрифтами, которые радуют глаз, соответствуя по пропорциям и стилю архитектуре зданий.

Станция электричек «Удельная» пока сохранила свой шрифтовой шарм. Вероятно, до следующей реконструкции.

Я взялся за работу и, сделав вывеску по гайдлайну за 10 минут, решил сделать свой шрифтовой вариант написания станции, который бы соответствовал контексту, историческом окружению здания и географическому разположения неподалёку от Санкт-Петербурга.

Подробно изучил, что это за место и в честь кого названо. Мои догадки подтвердились — этой землёй когда-то владели графы Апраксины (привет знаменитому Апраксину двору в Петербурге), одна из старейших династий.

Было бы странно станции, названной в честь таких исторических личностей, иметь название, набранное корпоративным шрифтом РЖД, лишённым, какого-либо историзма. Даже не важно, какое здание. Важно, что сама местность и территория исторические. Такие места важно находить и подчёркивать их идентичность. Тогда люди будут их любить и гордиться ими.

После изучения исторических вывесок других станций, я сформировал образ малоконтрастной антиквы, стилизованной под конец 19 века, с петербургском духе. Причём, название сделал капителью, т. к. ни о каких строчных буквах на таких вокзальных зданиях просто не могло быть и речи. И получилась вот такая вывеска. Очень петербургскими коренастыми буквами с достаточной долей историчной эклектики. Это очень быстрый эскиз надписи, которую я всеми силами пытался защитить:

Просто сравните ощущение, насколько чужеродно и бесхарактерно выглядит обычный современный гротеск, который предлагает размещать РЖД на любых своих зданиях по всей стране

Мне никак не удалось переубедить и спасти здание от стандартного шрифтового шаблона РЖД. Ответ был прост: «...придется согласовывать и доказывать что здание является историческим. Коим оно, как я поняла не особо и является. Делаем как у РЖД...»

В итоге получилось вот так, а точнее, никак.

Мне даже не удалось убедить убрать из названия слово «станция». Без которого и так понятно, что это станция. Потому главное название так и осталось мелким и незаметным на фасаде, среди другого бессмысленного мусора. Причём, по центру фасада красуется слово «станция», а название «Апраксин» где-то сбоку, в тени, потому что никак иначе скомпоновать информационный блок гайдлайн не позволяет. Плевать, как удобнее людям — важно, чтобы в левой части треть занимал логотип РЖД.
И, как я писал выше, никто не заинтересован в лишних согласованиях. Пока согласования вызывают головную боль и гайдлайн не предусматривает вольности дизайнера, так и будет продолжаться.

Вывод этой истории неутешительный. Неповоротливость такой корпоративной машины, как РЖД, даже при такой глубокой мотивированности и инициативности исполнителя, как я, не позволяет сделать хорошо. Это просто невозможно!
Рад, что в итоге не получилось как с вокзалами из постов Варламова и здание станции в 2013 не покрасили в серые фирменные цвета РЖД. Тогда абсурдность такого действия была очевидна даже представителям РЖД. Сегодня маразм дошёл уже до этой стадии... Так что за Апраксин я вновь переживаю, чтобы в будущем с ним не сотворили нечто подобное.

Всю остальную навигацию на территории, платформах, внутри здания, получилось проконтролировать до последней таблички и за них мне не стыдно. Где было незаметно, везде старался делать лучше, чем по гайдлайну. Хотя гайдлайн для навигации снова же печальный и не даёт нормально сделать ни одного навигационного улучшения. В нём не учитывается ни расстояние до зрителя, ни ракурс — главное, чтобы все размеры были кратны друг другу в нужной пропорции. Жаль, что всех всё устраивает...

Список незаезженных фильмов для дизайнеров

28 октября 2017, 9:31

Держите подборку фильмов о дизайне, которые стоит обязательно посмотреть и которые вместе ещё никто рекомендовал. Репосты приветствуются — давайте разбавим этот застой фильмов о дизайне! Меня удручает, что подборки фильмов о дизайне копипастятся и топ-5 выглядит всегда практически одинаково, включая «Гельветику», вышедшую 10 лет назад. Сколько можно! Ниже список свежих фильмов, которые до сих пор мало кто видел. В них нет названий шрифтов, каких-то правил и уроков, но они вам могут дать намного больше, чем при просмотре банальной и переоценённой Гельветики. Камон!

1. The Happy Film (Штефан Загмайстер)
Новинка этого года. Наконец, Загмайстер выпустил свой фильм, посвящённый своей философии жизни, творчества, поиска счастья и борьбы с депрессией. Хоть фильм снимался многие годы для очень широкого круга зрителей и будет полезен всем, с точки зрения дизайна он очень хорош.
Смотреть в русской озвучке тут: https://www.youtube.com/watch?time_continue=3275&v=m7XV5vT9Er0

2. Asbtract (сериал от Netflix)
Смакую этот сериал. Сборник документальных фильмов о дизайнерах, которые любят свою профессию. Одна из серий посвящена Поле Шер, которая находится на той же заоблачной высоте, как и Загмайстер. Нетфликс, спасибо за то, что ты даришь нам не только Stranger Things, но и снимаешь фильмы о дизайне.
Смотреть в русской озвучке тут: http://abstract-online.ru/

3. Aestetic (Макси Шилов)
Редко кто в России пытается снимать фильмы о дизайне. А у Макси это ещё и получилось. Ещё и даже очень хорошо. Первый фильм запланированной трилогии рассказывает о скандинавском образе жизни и как он влияет на дизайнерские решения.
Предвкушаю. Один из премьерных показов будет в Англетере 15 ноября 2017. Билеты уже в продаже: http://www.angleterrecinema.ru/ru/releases/4653

4. Teaching to See (Жена Эдварда Тафти, Инге Дрюкрей)
Фильм о преподавательских методиках известного преподавателя и дизайнера, о её методах познания мира. Спродюссировал фильм сам Тафти.
Смотреть на английском: https://youtu.be/ldSkPqZKBl0

5. Design & Thinking (Mu-Ming Tsai)
Фильм с 21 интервью дизайнеров и бизнесменов о главной дизайнерской методике 21 века — дизайн-мышлении.
До сих пор никто не перевёл на русский: https://www.youtube.com/watch?v=Z_YwyMssN0Y

Заметьте, я не посоветовал ни одного фильма про шрифты, но эти фильмы вам дадут намного больше для шрифтового и графического дизайна, чем кажется. Чтобы чего-то достичь в любой профессии, научитесь выкапывать знания подальше от неё. Теперь у вас есть список фильмов на который вы можете давать ссылку при любом случае, когда вновь кто-то будет предлагать глянуть заезженную Гельветику.

Бонус +5 более очевидных фильмов о дизайне: 6) «Выход через сувенирную лавку», 7) Milton Glaser: To Inform & Delight, 8) «Современный русский дизайн», 9) BBC: The Genius of Design, 10) Sign Painters


+ Больше шрифтовых новостей в Телеграме.

Телеграм

26 февраля 2017, 10:43

Я веду в телеграме два хороших канала о дизайне:

¹ Шрифтовой дизайн с 1000+ подписчиками
Актуально о шрифтовом дизайне: типографике, летеринге, каллиграфии и дизайне шрифта. Новости, мысли, события, инспирации. Подписывайтесь сейчас же!

² dёsigп с 300+ подписчиками
Мой авторский канал. Субъективно и критически о дизайне, шрифте, летеринге, профессии, событиях и рефлексиях на происходящее вокруг. Подписывайтесь на свой страх и риск, а лучше не подписывайтесь ;—)

Я очень давно в телеграме, но только в конце прошлого года я завёл свои собственные каналы в качестве эксперимента, который мгновенно оправдал себя. Так уж выходит, что последние 2 года с момента открытия моей Школы, весь контент я генерирую для внутреннего круга учеников моего годового курса шрифтового дизайна. Ежедневно я им присылаю десятки ссылок и шрифтовых новостей, процеживая из сотен, которые успеваю за день увидеть и прочитать. Самое главное из отобранного для учеников, я решил публиковать на канале о шрифтовом дизайне в телеграме. Мне очень понравился такой формат! И не одному мне: всего за 2 месяца на канале собралось 1000+ подписчиков. Для такой узкой темы это чрезвычайно круто! Изначально я был настроен на 500 читателей. Теперь в плане минимум 2К.

Я приглашаю вас регистрироваться в телеграме и подписываться на мои каналы. Это ближайшее будущее и настоящее.

Плюсы:

  • Никаких лайков и комментариев. Чистый дзен, который не мешает делиться главным.
  • Очень высокий КПД. Никакая рассылка и другие соцсети не дают такого результата. За первые часы публикацию прочитывают больше 50% подписчиков.
  • В телеграме много свежей и активной аудитории.
  • Нет мёртвых читателей, благодаря тому, что мой канал свеж, как и телеграм в целом.
  • Совершенно новая аудитория. Я старался по минимуму рекламировать каналы в своих соцсетях, потому около 80% подписчиков составляет аудитория, которая до этого меня никогда не читала.
  • С отличие от ленты фейсбука, которая сжирает всё без следа, каналы больше похожи на формат блога и намного больше подходят для содержательных коротких публикаций.
    Например, я до сих пор заглядываю в жж Дмитрия Карпова и наслаждаюсь глубиной его старых постов. Увы, теперь он пишет в фейсбук и всё главное бесследно пропадает среди всякого мусора. Я не хочу для своих мыслей такой участи, но у меня часто не хватает времени для блога. Потому Телеграм — идеальный выход.

Минусы:

  • Не хватает много разного функционала, но, надеюсь, это дело времени.
  • Это ещё один мессенджер и соцсеть, в которой нужно зарегистрироваться и между которыми пользователям приходится разрываться. Но оно того стоит.

Подписывайтесь и рассказывайте друзьям:

¹ Шрифтовой дизайн 1000+

² dёsigп 300+

P.S. Хорошие списки интересных каналов составил Сергей Король: Раз, Два

Найк про наших девчонок

18 февраля 2017, 16:12

Вчера вышел новый знаковый и эффектный рекламный ролик Найка.

Ролик очень крутой, но неоднозначный. Авторы специально сместили и расставили акценты, из-за чего великолепную идею испортили. Чтобы не быть голословным, я разобрал ролик на составляющие и провёл экспресс-анализ заложенных в него смыслов.

Сразу скажу этот ролик мне очень понравился. Песня, смысл и образы спортсменок прекрасны. Я единодушно принимаю эти образы. Но этот ролик не производит эффекта разорвавшейся бомбы, какой мог бы произвести в любой другой европейской стране, просто потому что у нас нет такого количества предрассудков и неравенства. Наши спортсменки всегда были гордостью страны больше, чем мужчины. При этом ещё и являясь эталоном красоты, в отличие от зарубежных спортсменок, которых часто называют братьями и т. п. Потому прошу даже не пытаться усмотреть в моём анализе какую-либо предвзятость. Вы можете сделать те же выводы, если внимательно пересмотрите ролик и разобьёте его на кадры.

Давайте обо всём по-порядку:

0| Ролик начинается с тёмной холодной гаммы. Мы видим беззащитную испуганную девочку в каком-то ангаре.

1| Через секунду нас успокаивают — всё в порядке. Настрой задан — дальше мы ждём, что будет

В фильмах всегда используется такой приём — вначале фильма ужасов нас пугают хлопнувшей дверью с первого кадра, чтобы настроить и сообщить о жанре, который вы смотрите.



+ Любой ролик имеет главных героев. Давайте дадим им названия ¹«серая масса общества» показанная чопорными зрителями в зале и ²«яркая индивидуальная женская сила».



2| Серая масса встречает девочку аплодисментами и одобряющими улыбками.

Первая часть ролика нейтральная и расслабляет зрителя. Мы случаем красивый голос.



3| После первого куплета распахиваются двери и в зал врывается фигуристка.

Нарушается спокойствие сцены, распахнутые двери символизируют разрушение. Публика при этом никак не реагирует на происходящее, безразлична.



4| Повелительный взгляд на девочку.



5| Эмоции и затем начинается новый воодушевлённый куплет



6| Внимание! Это главный поворотный момент ролика — нам показывают резко изменившуюся реакцию серой массы.

Хоть у кого-то из вас была такая реакция? Вы смотрели на сидящего рядом с вами человека при словах «...из железа, из стремлений и самоотдачи...»? У вас был такой же осуждающий взгляд? Нет разумеется. Так отреагировать на эти слова невозможно. Скорее всего вы отреагировали так же, как девушка в центре кадра, которая здесь находится специально, чтобы усилить на контрасте кислые лица всей остальной серой массы. Смотрим дальше:



7| Выкусите!

Нам создают конфликт. Противопоставление. Войну женской силы против серой массы. Конфликт это хороший ход, но зачем авторы выдумали эту серую массу, не имеющую никакого отношения к действительности? Подогреть желание протеста, которое выразится в покупке кроссовок, чтобы поскакать на головах у серой массы? Чистый маркетинг, который играет искренними желаниями поколения, которое активно убеждают, что все они «дивергенты» — так им можно что угодно продать. Всем хочется быть особенными и Найк это даёт, используя самые грязные приёмы. Давайте вернёмся к ролику.



8| Скакать на головах серой массы можно, например так и вот в такой форме Найка



9| Серая масса всё так же сера и безразлична к происходящему



10| Это очень смешной момент. Первый небезразличный представитель массы — мужчина с седыми волосами. Вероятно, ему в нескольких дублях платье улетало в лицо, потому он смотрит на девушку таким испуганным и осторожным взглядом.

Ирине Горбачёвой (если я не ошибаюсь) досталась роль для этой сцены с катарсисом. Ирина, ты правда настолько замучила этого мужчину?



11| Ура!



12| Дальше нам снова показывают испуганную девушку из нулевой сцены



13| Полная тишина. Тяжёлая музыка. И, разумеется, никаких аплодисментов. Серая масса неизменно остаётся серой по замыслу авторов. Разумеется в реальной жизни после такой проникновенной песни, хочется встать, как это сделала героиня Горбачёвой, а не сидеть, как это делает вымышленная серая масса. В реальной жизни и в реальном нашем обществе такая циничная реакция не могла быть просто по общечеловеческим ценностям. Но авторам ролика нужен ведь протест. Сам кадр, конечно, очень круто поставлен, почти шедевр.



14| Стоит отметить внимательное отношение к деталям. Золотая ленточка в волосах осталась на прежнем месте.



15| Кто тут ещё остался против нас?!

Весь ролик построен на протесте, а не гармонии. Зрители в конце не аплодировали с гордостью нашим девчонкам, а так и продолжили сидеть серой массой в зале. Найк прямо говорит: «Вы сильные, но как бы вы не были ярки, вокруг вас серое общество ничего не заметит. Потому протестуйте, нападайте, крушите стены и танцуйте на головах общества. Обязательно в наших кроссовках.»

Не на баррикадах я вижу наших сильных девчонок, какими их хочет заставить видеть Найк.

P.S. Я веду в телеграме канал dёsigп, куда чаще пишу о подобных своих наблюдениях.

Вывеска для Рубинштейна

16 февраля 2017, 12:06

Ровно год назад я сделал один из самых главных проектов в жизни — вывеску для ставшего культовым «Кафе Рубинштейн» на Рубинштейна 20. Никто до меня, и я сам, не делал раньше ничего подобного в городской среде Петербурга последние несколько десятков лет.

(Нажимайте на изображения, чтобы посмотреть в большом размере и качестве)

В 14:00 я приехал на встречу с заказчиком по совершенно другому вопросу, а всего через 3 часа уже стоял на лесах на высоте 5 метров и писал кистью название кафе.

Никаких современных технологий и трафаретов. Только опыт, навыки рисования букв и чувство прекрасного с большим вниманием к архитектуре. Фасад мне достался идеальный, другого такого в городе так же нет. И было колоссальной ответственностью не испортить его

Тогда у меня не было в арсенале специальной фасадной краски. Потому я купил обычный баллончик чёрной матовой краски в магазине товаров для граффити и надавливал из него в стакан необходимое количество. За год надпись сохранилась идеально, превзойдя все ожидания.

Видя характерную фактуру камня, я решил не игнорировать её, а наоборот подчеркнуть. Нет ничего важнее для дизайнера, чем работа с контекстом. Только тогда может получиться хорошая работа.

Я принял решение рисовать буквы, словно они появились одновременно с фасадом, сохраняя все трещинки и добавляя контуру знаков немного неровный край.

Сам шрифт и форма букв выли выбраны в соответствии со стилем логотипа, авторства Игоря Гуровича. Но я не срисовывал знаки один в один, а старался сделать их более подходящими для данного контекста фасада. Так появилась Ф с ласточкиными хвостами из 19 века.

Работа шла при минусовой температуре, на улице, в петербургской зимней темноте на шатающихся лесах. Несколько раз за шиворот упала шапка снега с крыши и я пару раз чуть не упал с лесов. Прохожие постоянно останавливались посмотреть. Спрашивали, как подписаться на инстаграм и возвращались по-нескольку раз, чтобы увидеть процесс. Некоторые буквы писал, балансируя на одной ноге, потому что леса не доставали. Незабываемо!

Примерно через 24 часа я завершил проект, а потом ещё неделю видел сны про буквы и кошмары про падения с лесов. До сих пор эта вывеска остаётся лучшей в Петербурге.

Эта работа меня вдохновила и дала сил перескочить через несколько ступенек в профессии.

Спасибо Мите Харшаку за приглашение, Мите Борисову за роль идеального заказчика, Игорю Гуровичу за крутой фирменный стиль.

В прошлом году я сделал ещё более масштабные и не менее крутые проекты. Но про них в следующий раз. Некоторые вещи можно увидеть у меня в инстаграме.

Я веду канал в телеграме о шрифтовом дизайне — обо всём самом актуальном и свежем в профессии. Подписывайтесь

Показали в телевизоре

16 февраля 2017, 11:23

Пару дней назад попал в телевизор:

Я активный гражданин. Регулярно стараюсь улучшать окружающий себя город.
Так год назад добился установки пешеходного перехода, где множество людей перебегало через дорогу. А пару месяцев назад заставил коммунальные службы стереть жкх-арт с гранитного фасада здания растворителем, вместо замазывания граффити краской. Да, это возможно! Если видите каменный фасад, замазанный краской — сфотографируйте, отправьте обращение с требованием смыть краску растворителем и получите красивый фасад.

С фонарями я мало надеюсь на победу, но рад, хотя бы такой огласке.

О силе сценографии

14 февраля 2017, 22:00

Я впервые смотрел дождь во время дебатов дизайна против «добра». Т. к. сами дебаты были неинтересны, делал выводы и подмечал детали — обратил внимание в фейсбуке на несколько примечательных вещей в сценографии и постановке, которые для сохранения в истории, фиксирую в блоге, так как наблюдения универсальны для любого прикладного дизайна.

Картинка дебатов выглядела так:

¹ Левую, более выигрышную позицию, занимает всегда тот, чьё мнение является приоритетным для канала.
Я не придумываю. Мы пишем и читаем слева направо — так устроено наше восприятие информации. Мы всегда начинаем смотреть с левого верхнего угла:

Человек находящийся в левой половине экрана получает первый взгляд зрителя, и основное внимание, концентрацию и доверие. Слева всегда находится нападающий и дальше от него линия внимания движется на объект нападения вправо.

Например, на всех возможных дебатах на Дожде Навальный всегда стоял слева, на атакующей позиции. Конечно, не случайно.

² Обратите внимание на форму постаментов, за которыми стоят участники.
Острая стрелка направленная прямо в Тёму усиливает движение вправо и эффект нападения на него. Человек справа воспринимается неустойчиво и слабо. При этом нападающий оппонент слева прикрыт бронёй — его постамент устойчивый и закрытый.

³ Ведущая основное время эфира находится слева, со стороны нападающей стороны, усиливая эффект давления вправо. Это тоже влияет на зрителя — два человека слева выглядят убедительнее одного человека справа.

UPD: 4. Самое главное я сразу не заметил. Постамент Навального повёрнут к нему, а от Тёмы отвёрнут. Посмотрите на основание постаментов — это заметно по его форме. Тут и комментировать нечего.

Вот такая сила дебатов (на самом деле дизайна) по одной только статичной картинке, без звука, монтажа и движения картинки (уж там десятки других дополнительных ходов, смещающих акцент в нужную сторону). Хотя и на этом кадре можно найти ещё несколько, влияющих на восприятие.

В обсуждениях на фейсбуке дали ссылку на великолепную подборку роликов с анализом основ композиции в известных фильмах. Говорят, боян, но я не видел. Очень круто.

P.S. Дизайнер с многолетним опытом в моей душе требует вырываться мыслям, потому я завёл в телеграме канал dёsigп, куда буду почаще писать о подобных своих наблюдениях.

И я веду канал о шрифтовом дизайне, в котором уже собралось 900 подписчиков.

Ctrl + ↓ Ранее