Сергей Рассказов: основатель Школы шрифтового дизайна, организатор фестиваля Typetersburg и руководитель Шрифтовой бригады. Сознательно про шрифты, типографику, информационный дизайн, визуальные коммуникации, брендинг, и всё, что с ними связано.

«Свет — лучший носитель информации»

28 февраля 2012, 19:28
и «Контр-форма важнее силуэта». Эти две фразы, иногда не понятные студентам, мне постоянно приходится произносить на занятиях. Особенно когда речь доходит до использования шрифтов в городской среде или открытом пространстве.

С настольной типографикой всё привычно и ясно. Настольной я называю ту типографику, которая находится от зрителя на расстоянии вытянутой руки (на столе). Не важно, на экране выполнена надпись или в газете, приёмы используются обычно одни и те же: текст и акциденция выполненные чёрным цветом на нейтральном светлом фоне отлично соответствуют требованиями удобочитаемости. Но даже в этом случае важную роль играет фон. Работа с внутрибуквенными пространствами, кернингом, интерлиньяжем и пр. — это работа с пустым пространством листа.
О внутрибуквенных просветах хорошо написала Александра Королькова, и мне пока нечего добавить.
http://kak.ru/vimg/thumb/article/d77e4f03784127347a5852985faa8185.gif

Поэтому подробно остановлюсь на уличной (наружной) типографике, где расстояние от надписи до зрителя может быть и десять метров, и километр. Важно, чтобы с большого расстояния надпись не просто удобно читалась — информация расположенная на большой дистанции от зрителя, должна быть различима.
В физике существует понятие интерференции света. Законы физики и формулы не интересны, поэтому я сразу перейду к выводам. Свет, как вода может обтекать объекты. Возьмём, например карандаш и поднесём его к включенной лампочке.
Карандаш

Даже с близкого расстояния можно будет заметить, что чем интенсивнее свет, тем тоньше становится карандаш. По мере нашего удаления от него, он будет становиться всё тоньше, пока целиком не пропадёт. Чем крупнее источник освещения, тем быстрее пучки лучей, закроют собой наш объект. Буквенные штрихи так же беззащитны перед светом, как и наш карандаш.
Свет и расстояние — одни из главных врагов текстовой информации в городском пространстве. Нужно постараться превратить эти недостатки в преимущества и убить одного зайца другим. Свет может быть отличным переносчиком носителем информации. К примеру в море луч маяка может быть виден с расстояния до 50 км.
Наглядно проэкспериментируем:
Предположим, что у нас 6 лайтбоксов. На половине надпись выполнена черным цветом (силуэт несёт информацию), на второй наоборот (буквы пропускают свет). Приблизительно так будет изменяться видимость надписи по мере удаления от объекта, скажем, на 10, 50 и 100 метров:
http://rasskazov.pro/img/litebox.jpg
В обоих случаях действие света будет усиливаться, а маски ослабляться. Там, где носителем информации являлась маска, коммуникация быстро нарушилась. И наоборот, свет, несущий информацию, позволил избежать большинства потерь в форме букв.
Пример из интернета:
http://rasskazov.pro/img/litebox2.jpg

В европейских странах с уличной типографикой всё в порядке. Когда же за дело принимаются у нас, даже неплохой проект может перестать работать, потому что кто-нибудь обязательно забудет поменять перегоревшие лапмочки.
http://rasskazov.pro/img/litebox3.jpg

На определённой дистанции и белая надпись перестанет читаться: силуэты букв сольются между собой и пропадут внутрибуквенные пространства. Для улучшения различимости требуется увеличение интерлиньяжа и разрядки, а так же выбор подходящей гарнитуры и начертания (с широким очком литеры и открытой апертурой). Но об этом в другой раз.

Прежде чем закончить первую часть, ещё одно напоследок:
«Чёрный поглощает — белый отражает». Даже если нет никакой подсветки и мы имеем дело с обычным указателем, плакатом или вывеской — белый всегда будет отлично отражать свет. Это может значительно помочь передаче информации на большое расстояние, либо навредить: вспомните, как тяжело на солнце читать книгу, особенно, когда текст набран на чисто-белой бумаге.
1 комментарий
Михаил Антипин
Как я понимаю в некоторых случаях требуется увеличение интерлиньяжа и разрядки. Это идет в разрез с правилами Лебедева, который запрещает разрядку строчных. Всем понятно, что Тема очень категоричен и бывает не прав, но хотелось бы подробнее остановится на этом. Разрядку нужно применять только в лайтбоксах и если расстояние до текста большое?
Сергей Рассказов
Михаил, конечно в том, что касается обычного текста, Лебедев безусловно прав в своём параграфе и линчах. Но когда речь идёт о большом расстоянии или о мелком кегле, то стоит подумать либо над дополнительным кернингом, либо над выбором подходящей гарнитуры, с которой не нужно будет проводить никаких манипуляций.

Увы, Тёма комментировал только чрезмерно увеличенную разрядку. Лёгкие корректировки в пределах 5-10% не так просто заметить, тем более, если они сделаны там, где это действительно надо. Например, я увеличиваю разрядку до 10-15% если располагаю текст вертикально (на книжном или журнальном корешке, диске и т. п.) — это действительно помогает буквам не слипнуться и улучшает читаемость.

Специально снова взял снова Мириад для небольшого эксперимента. В деталях действительно заметен небольшой эффект. Но вблизи расстояние между а и з, может быть слишком экстремальным. Не стоит слепо давать разрядку для всех знаков.
http://rasskazov.pro/img/razriadka.jpg

Сегодня выпущено уже не мало качественных гарнитур. Есть шрифты с изначально увеличенной разрядкой и крупным очком строчных. Для сравнения PT Sans и PT Sans Caption. Так же шрифтовые гарнитуры начинают грамотно программировать, чтобы в зависимости от размера кегля менялся размер очка литер и кернинг.

По самому вопросу, на лайтбоксах конечно можно намного свободнее менять кернинг, чем при работе с другими носителями. Чем ближе к зрителю надпись, тем аккуратнее нужно быть.

UPD: Глянул на корешки книг, что у меня есть от ИЗДАЛ — на всех присутствует небольшая разрядка :)
Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное