Сергей Рассказов: основатель Школы шрифтового дизайна, организатор фестиваля Typetersburg и руководитель Шрифтовой бригады. Сознательно про шрифты, типографику, информационный дизайн, визуальные коммуникации, брендинг, и всё, что с ними связано.

«Зримый глагол» Дмитрия Петровского. Гармония и иллюзии

17 марта 2012, 23:19
Сегодня хочу рассказать о первой книге по шрифтам, которая оказала на меня значительное влияние.

Рецензию пишу впервые, потому просто попробую вспомнить ощущения шестилетней давности, когда в моей библиотеке не было ни одной книги по специальности. Тогда Брингхёрст ещё не лежал на полках магазинов, Живая типографика и подавно. А в руках до этого в детстве я держал только таблицы О. В. Снарского «Шрифт в наглядной агитации» 1978 года. Буквы в книге Снарского меня тогда мало заинтересовали, а сопроводительный текст тем более. Зато внутри лежали два трафарета: один шрифтовой, а второй с аккуратно вырезанным профилем Ленина, ради которых я периодически доставал эту книгу.
Потому до момента, когда я получил в подарок книгу Дмитрия Петровского «Зримый глагол — Гармония и иллюзия», шрифты были для меня неизведанными дикими джунглями. Сейчас это самая затёртая книга в моей значительно увеличившейся библиотеке:

Начиная с обложки и до последней страницы, единственная преграда для освоения материала — страшноватое оформление. Cовременному разбалованному читателю будет особенно нелегко приступить к чтению. К счастью, раньше при дефиците источников для получения знаний, любая книга по дизайну была драгоценностью и никакое оформление не могло воспрепятствовать получению информации.

Книга Дмитрия Петровского, а точнее первая повесть из запланированных десяти частей одного большого шрифтового романа — самая необычная из прочитанных мной книг по шрифтам.
На первых страницах автор обозначает главную задачу книги: «Введение в шрифтовое искусство».
Я бы сказал, что «Зримый глагол» погружает в шрифтовой мир, причём достаточно глубоко.
Полностью согласившись с точкой зрения автора во вступлении, стало ясно, что дочитаю книгу до конца. Следом идёт классификация автора и кратко рассматриваются классификации из других источников.
Вариант Петровского мне импонирует намного больше, чем, например, поэтическая классификация Брингхёрста. Пусть тут всё сложнее и запутаннее, но я не пропустил ни одной буквы. Жадно перечитывал каждый анализ автора и сравнивал похожие гарнитуры, по нескольку раз пересматривая сотни строчек Hamburgefonts и Чфысвиуязб на примерах. Эти буквосочетания я запомнил на всю жизнь :)
Насколько мне известно, многие игнорируют и пропускают классификацию даже в лёгкой и поверхностной книге Корольковой. Очень зря. Настоятельно рекомендую никогда не пропускать подобные главы в других книгах и пристально изучить работу Петровского.
Вся терминология в книге аккуратно продублирована иностранными названиями, с объяснениями того, в какой стране какие термины применяются и почему, что весьма актуально для новичков. На каждую классификационную группу даётся по десятку примеров современных шрифтов, с указанием имён авторов, издателей, и краткой исторической справкой по некоторым из них. Понравилось, что в классификации автор основательно анализирует форму знаков, начиная с графем и пропорций, заканчивая формой засечек и контрастностью штрихов.

Конечно я полюбил «Зримый Глагол» не только за классификацию. После неё, ближе к середине, начинается самое интересное. Разговор о той самой заявленной гармонии и иллюзии. О применении шрифта и его эстетике. Четыре десятка страниц, которые можно назвать качественным руководством по шрифтостроению. Петровский пишет про особенности построения не только антиквенных и гротескных форм знаков, но и уделяет внимание знакам препинания, цифрам, курсивным и жирным начертаниям. Такого разбора, кроме Петровского, из русских авторов по сей день никто больше не делал. Книга про буквы Юрия Гордона хороша только насыщенным количеством примеров разнообразных исторических и современных буквенных форм, но использовать «К про Б» по делу возможно, только если постоянно подглядывать в книгу Петровского.

Дальше идёт полезная и очень насыщенная глава про удобочитаемость, которая достойна не меньшего внимания. Ближе к концу автор снова не на долго возвращается к классификации, под занавес ёмко рассуждая о правильном подборе шрифтов и их сочетаниях между собой. Словно после хорошего концерта, хочется аплодировать, чтобы автор вышел на бис и сказал ещё хотя бы пару слов.
У Дмитрия Петровского очень живо получается говорить о буквах и современных шрифтах. Интересно, какими будут следующие 9 повестей, в которых автор собирается детально проследить за историей шрифта, осветить практику каллиграфии и проектирования шрифта на компьютере.

Аудитория: Студенты художественных вузов, практикующие графические дизайнеры, начинающие шрифтовики и все остальные, кому интересно разобраться в непростом искусстве шрифта. Книга подойдёт неразбалованным молодым дизайнерам и может открыть что-то новое тем, кто давно в профессии.
Оценка: Можно ставить твёрдую 5, если бы не оформление и сложная структура книги. Как проверено на практике, ничего из этого не помешает, если вы действительно жаждете знаний. Недостатки можно простить за насыщенный материал и кучу полезных иллюстраций, присутствующих именно в том месте, где они нужны. Во время чтения видишь только буквы, буквы и ещё раз буквы, всё глубже погружаясь в их мир.
В заключение: Книга насыщена большим количеством исторических и современных данных о шрифтах. Работа проделана колоссальная. Ни в одной книге русского автора я не видел такой концентрации информации и идей. Сложно поверить, что всё это влезло на 160 страниц и в то, что по сей день книгу можно купить в Доме Книги за каких-то 300 рублей. Давно мечтаю познакомиться с Дмитрием Ильичом, попасть на его занятия и увидеть остальные повести этого многообещающего шрифтового романа. Недавно мне стало известно, что уже написана следующая книга, для которой автор, к сожалению, пока не может найти издателя. Вот такие дела. Не перестаю ждать и надеяться.
Объективно сказать, даже после книги про буквы Гордона у меня не возникало такого чистого искреннего желания стать шрифтовым дизайнером и сделать свой шрифт, как после «Зримого глагола» Петровского. Спасибо.
3 комментария
Рома
по ссылке книга отсутствует, а в озоне она стоит 750р! http://www.ozon.ru/context/detail/id/6261161/
Сергей Рассказов
Видимо распродали. В Доме Книги Зримый глагол еще может появиться, следите периодически, а вообще пару недель назад я купил еще один экземпляр в обычнном книжном магазине недалеко от Литейного всего за 160р.
Тамара
Здравствуйте, Сергей!
Огромное спасибо за статью. Вторая книга уже есть в продаже (точно на озоне), только достаточно дорогая. Если найдете, где можно за меньшую стоимость найти, буду благодарна за информацию)
Успехов Вам!
Сергей Рассказов
Добрый день, Тамара. Через 2 недели будет мастер-класс Дмитрия Петровского в петербургской Русской национальной библиотеке на Московской 26 августа в 16.00 на выставке «Слово Воплощенно»

Думаю, что у автора из рук будет возможность достать эту книгу без наценок. Ещё, как вариант книгу можно найти прямо в издательстве, почти в два раза дешевле, чем на Озоне http://chimizdat.ucoz.ru/index/petrovskij_d_i_zrimyj_glagol/0-2

P.S. Сам ещё не держал её в руках :)
Тамара
Огромное спасибо за информацию!
Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное