Сергей Рассказов: основатель Школы шрифтового дизайна, организатор фестиваля Typetersburg и руководитель Шрифтовой бригады. Сознательно про шрифты, типографику, информационный дизайн, визуальные коммуникации, брендинг, и всё, что с ними связано.

Роберт Брингхёрст о цифровой книге

26 марта 2012, 10:29
Настоятельно рекомендую прочесть последнюю запись Рустама Габбасова «Читатель в эпоху технической неграмотности» о последней книге Брингхёрста What Is Reading For?
Конечно те, кто читал «Основы стиля в типографике», ничего нового не увидят. Даже там, ещё до бума электронных книг, автор сформировал свою точку зрения, много сказав о красоте и важности печатной книги. Для привлечения внимания приведу пару цитат из записи Рустама:

«По мнению Брингхерста, мы являемся свидетелями завершающей фазы разрушения обратной связи между письменностью и чтением. Точку в этой печальной истории ставит цифровая книга — безликий издательский товар, лишенный всех атрибутов печатной книги, так нужных настоящему читателю: достойного типографического оформления, физических свойств бумаги и переплета, богатого редакционно-издательского аппарата, позволяющего перечитывать книгу, переосмыслять прочитанное, словом, воспринимать книгу, как часть собственной жизни.»

«Этот стиль мы обнаружим и в рассматриваемой изящной брошюре, однако не нужно думать, что Брингхерст превозносит письменные культуры и отрицает будущее электронных книг. Выводы автора о нем я позволю себе привести здесь полностью:
1. Независимость от электросети. Устройства должны работать от естественных источников энергии (солнца или ветра, например).
2. Неизлучающий экран, обладающий свойствами бумаги поглощать свет и отражать его, оживляя текст. Свет, одновременно лишенный и тепла, и информации — нынешнее свойство электронных книг.
3. Высокое разрешение, сравнимое с цифровой печатью (600 или 1200 точек/дюйм).
4. Типографическое богатство электрокниг будущего. Дизайн книги должен определять текст, а не пользователь и конечное устройство чтения (величину полей, шрифт и т. п.). Нравится это современным издателям или нет, им по-прежнему будут нужны типографы для оформления книг. Будут, безусловно, меняться и шрифты, поскольку дизайнеры обожают все новое. Надо заметить, что при должном уровне дисплеев, по физическим данным приближенных к бумаге, эти изменения все равно не помешают вернуться нам к истокам — типографским шрифтам.
5. Поменьше бутафории. Аудио или видео может быть уместо в специализированной литературе (например, в музыкальных изданиях или в работах по лингвистике)»
Популярное