Сергей Рассказов: основатель Школы шрифтового дизайна, организатор фестиваля Typetersburg и руководитель Шрифтовой бригады. Сознательно про шрифты, типографику, информационный дизайн, визуальные коммуникации, брендинг, и всё, что с ними связано.

Адана

27 августа 2014, 15:30

Несколько дней назад сбылось одно из давних мечтаний. Наконец, ко мне из Англии приехал станок для металлического набора:

Это Adana H/S 2 1935 года. Чуть меньше более популярной Аданы 5x8. Моя старушка может печатать на бумаге форматом 15х10 см или 6,5x4 дюйма — этого достаточно для большинства экспериментов с металлическим набором.

Мне малоинтересно использование современных клише — намного любопытнее работать с живым настоящим металлическим материалом, чем я в основном и собираюсь заниматься. Даёшь хардкор и непередаваемый опыт! Несколько шрифтов с латиницей (Гилл, Таймс, Бодони и Гарамон) ко мне приехали вместе со станком. Кириллицу буду искать у нас.

Этим постом я открываю ещё одну область своих дел — #Rasskazov_Press
В Петербурге леттерпрессовых станков и людей, которые занимаются высокой печатью, считанные единицы. Одним стало больше.

Заранее отвечу на самые часто-задаваемые вопросы:

— Адану искал несколько недель на Эбэе и выиграл свою на аукционе за сумму чуть больше 100£. (имейте ввиду — большинство продавцов не отправляют станки по почте даже по Англии, предлагая самовывоз из-за того, что весят они 10-20 кг. Моя модель весит 14кг и продавец согласился на отправку курьером по Англии за 10£.)

— Для пересылки в Россию я пользовался услугами посредника (Alfaparcel). Это обошлось со всеми услугами по упаковке в 60 фунтов. Доставка длилась чуть меньше 2 недель. В общем, если постараться — станок для металлического набора можно достать уменьшив затраты до минимума (обновлённый пересобранный станок обойдётся уже в 400-500 фунтов).

— Первые пробы печати будут позже. Сейчас я жду последнюю фурнитуру для фиксации наборного материала на станке, ищу подходящую бумагу и привожу станок в порядок (нужно ¹удалить пыль, ржавчину в некоторых местах и смазать, ²привинтить к станку деревянное основание, ³оборудовать рабочее место).

— Я очень доволен! :)

P.S. Делитесь опытом и советами, задавайте вопросы, оставляйте пожелания.

Последние кадры по хештегу из инстаграма:

2 комментария
Яков Шахов

Тоже заинтересовался высокой печатью, только у меня Адана 8*5 и фотополимерные клише. Пока учусь их делать.
Если интересует глубокий оттиск в бумаге, то нужны хлопковые сорта.
Пока ждал станок собрал небольшую базу знаний.

Подходящая бумага:
http://doublev.ru/catalog/design/tonir/colorplan/ не хлопковая, но тоже подходит.
http://abraun.ru/products/arjowiggins/76
http://www.regentart.ru/catalog/dizaynerskie_bumagi/elitnye_bumagi/gmund_kotton/
http://www.paper-papers.com/savoy-100-pure-cotton.html
http://www.neenahpaper.com/finepaper/cranepapers/

Сергей Рассказов

Яков, спасибо за ссылки. Пока смотрел только у Александра Браун и собирался сегодня пройтись по художественным магазинам.

По поводу клише, у меня есть под них небольшая аллюминиевая основа (5х8см) — собираюсь попробовать в будущем. Буду рад, если поделишься советами или ссылками по фотополимерным клише.

Так же собираюсь попробовать резину для лазерной гравировки и дерево, если получится.

Яков Шахов

Насколько я понял чаще используется два типа фотополимера: 0,95 и 1,52 мм толщиной. Соответственно и плита изготавливается подходящая: http://dolcepress.com/blog/how-to/making-your-own-base-for-photopolymer-plates
Фотополимер чаще используется фирмы TOYOBO, водовымывной.
Процесс изготовления фотополимерного клише выглядит примерно так: позитив, негатив, клише.
Позитив: можно пропустить, если есть возможность сразу сделать плотный негатив. Иначе печатается на матовой бумаге на лазерном принтере.
Негатив: изготавливается с помощью позитива в экспокамере или печатается сразу на принтере. Лично пробовал и лазерные и струйные. Доступные мне лазерные, даже цветные, с максимальным количеством тонера, не дают хорошего результата. Есть такой трюк с лазерником: http://letterpress-ru.livejournal.com/4490.html
Струйник с пигментными чернилами, с соответствующей пленкой, дает более-менее нормальный результат. Складывал два негатива один на другой, плотность получалась хорошая. Плотность определял на глаз.
Классический способ изготовления негатива с реактивами не пробовал. Думаю заказать http://pehati.ru/product/ideal-aq-912-negatives-trodat-chyornaja-negativnaja-plyonka-/ и попробовать с ними.
Я покупал Адану сразу с экспокамерой у http://www.caslon.co.uk/html/_adana_letterpress___.html
У них же взял десять пластин фотополимера 1,52 и плиту под них. Пока качество получающихся клише меня не устраивает, то ли все-таки негативы недостаточно плотные, то ли процессы засветки, промывки делаю не так, то ли макеты не подходящие.
Можно вообще не заморачиваться с самостоятельным изготовлением клише и заказывать их. Фотополимерные клише делаются для флексопечати.
Сложности с высокой печатью в том, что как сами станки, так и почти все расходники приходится везти из-за рубежа. Даже мое расположение на границе с Китаем не дает преимуществ. Насколько я понял китайцы тоже используют итальянскую и американскую бумаги. Надеюсь хотя бы фотополимер и краску смогу найти в Китае.

http://www.briarpress.org/discussion полезный форум
https://letterpresscommons.com несколько обучающих статей

Популярное