Сергей Рассказов: основатель Школы шрифтового дизайна, организатор фестиваля Typetersburg и руководитель Шрифтовой бригады. Сознательно про шрифты, типографику, информационный дизайн, визуальные коммуникации, брендинг, и всё, что с ними связано.

Шрифторник — 2

1 июля 2014, 19:06

 1  ←  2  →  3  4  5  6 

Раз в две недели в этом блоге выходит тестовая рубрика, посвящённая шрифтам и всему, что с ними связано. Новости, события, ссылки, видео, мысли, впечатления и прочие инспирации.

Образовательное

¹ В прошлый вторник выложил первую часть статьи про засечки «Зачем нужны засечки 1», из серии о базовых элементах шрифтов.

Я долго учился каллиграфии и изучал историю шрифта. Но не для того, чтобы достичь каких-то вершин мастерства, а с сугубо прагматическими дизайнерскими целями, делая собственные выводы и интерпретируя полученный материал в соответствии с современными потребностями.
Считаю, что сегодня изучать шрифт как одно целое малополезно для дизайнера. Важнее изучить 5-10 разных историй шрифта, и 10 раз научиться каллиграфии, проходя не всё целиком, а рассматривая каждую составляющую шрифта по отдельности (засечки, контраст, апертуру, выносные элементы, гуманистичность и т. д.). В таком случае можно намного глубже изучить вопрос и сделать практические выводы, которые пригодятся в профессии. Когда-нибудь я собираюсь таким образом пройтись по всем шрифтовым элементам, разобрать шрифты по косточкам и вывести формулы эффективности и важности каждого из элементов. Вероятно, это будет толстая книга, ну а пока читайте про засечки.

Если вам интересна образовательная составляющая моего блога, теперь появилась возможность отблагодарить рублём, нажав на кнопку в конце статей.



² Артём Горбунов о тексте, как базовом элементе вёрстки.

Перед прошлым шрифторником Артём написал про заголовки в веб-дизайне, а накануне вышла новая заметка про текст. Судя по всему впереди просвещение в основах веб-вёрстки продолжится и будет рассказано про Иллюстрации, Элементы управления, Подписи и Гиперссылки.
Экранная вёрстка отличается от печатной, а написано про неё значительно меньше. Поэтому эти статьи считаю полезными для изучения всем, кто связан с веб-дизайном (т. е. всем, кто имеет хотя бы домашнюю страничку или блог).




³ Игорь Штанг (мой коллега из Челябинска) на прошлой неделе выложил у себя в блоге прекрасное визуальное пособие-памятку по основным ошибкам при вёрстке флаговым набором, выключкой по центру и по формату.

Все наболевшие ошибки собраны в одном месте и отлично оформлены. Теперь есть на что ссылаться, на чём учиться новичкам и о чём не забывать профессионалам, за что Игорю спасибо.



Книги

Сегодня я порекомендую несколько книг по шрифтам и типографике на иностранных языках. Если с русскоязычной литературой всё в порядке — можно прийти в любой книжный и полистать. То вот внутрь книг на амазоне не заглянешь и часто приходится заказывать книги наугад, по названию или смутным отзывам. (Так на полке уже лежит парочка книг с громкими названиями и пустым содержанием). Отзывов про англоязычную литературу о шрифтах у нас практически нет. Будем исправлять. Я сейчас не собираюсь писать рецензию, просто название и несколько слов о книгах. Первые две:


¹ Эллен Люптон «Думая шрифтом» (Ellen Lupton: Thinking with Type)
Оценка: 10/10
Уровень: продвинутый

Прекрасная книга по типографике. Содержательная. Ёмкая. Важная.
Эллен размышляет, анализирует и говорит много важных вещей о шрифтах и их применении.



² Алек Жюльен «Фонтфейс» (Alec Julien: FontFace)
Оценка: 8/10
Уровень: средний

Скорее не книга, а руководство по придумыванию, созданию и продаже шрифтов. Самое интересное и основная часть этой книги — техническая сторона разработки шрифтов. Больше 100 страниц посвящено подробному руководству по работе в Фонтлабе, от первых шагов до генерации шрифтового файла. При том, что книга впервые была издана в 2012 году, оформление у неё мягко-говоря устаревшее, зато иллюстративный материал в избытке и с фонтлабом можно ознакомиться по одним только скриншотам, не читая комментарии. В целом материал книги рассчитан на тех, кто впервые собирается создавать шрифты и только встретился с фонтлабом.




Видео

Недавно наткнулся на содержательнейшее видео с конференции Cooper-Hewitt от 20 июня 2012 года. Марафон из докладов 6 шрифтовиков о проблемах современных шрифтов. 20 слайдов по 20 секунд от каждого. Чётко, коротко и очень много по делу.

Что примечательно, модератором этого шрифтового марафона оказалась Эллен Люптон, о книге которой я написал парой абзацев выше. Вот такой тесный шрифтовой круговорот получился.




Впечатления

Вчера проводил 8-часовой воркшоп в школе иллюстрации Софьи Мироедовой.
Было: четырнадцать девушек-иллюстраторов (Охват впечатляет — приехали из СПб, Мск, Екб, Самары, Минска, Казани и Калининграда), куча адреналина, опыта и продуктивных результатов. Я доволен, что шрифтовая культура понемногу распространяется по всем регионам страны.
Это был первый воркшоп, после двухмесячного отдыха, который я взял после выпуска всех своих осенне-зимне-весенних курсов. Почувствовал, что полон сил и вдохновения. Пара фото:



Спасибо, что вас так много оказалось в прошлый раз. Отличного шрифторника! И до встречи через неделю.
Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное