Сергей Рассказов: основатель Школы шрифтового дизайна, организатор фестиваля Typetersburg и руководитель Шрифтовой бригады. Сознательно про шрифты, типографику, информационный дизайн, визуальные коммуникации, брендинг, и всё, что с ними связано.

Шрифторник — 3

15 июля 2014, 17:41

 1  2  ←  3  →  4  5  6 

Раз в две недели в этом блоге выходит тестовая рубрика, посвящённая шрифтам и всему, что с ними связано. Новости, события, ссылки, видео, мысли, впечатления и прочие инспирации.

И вновь Шт. 15 июля. Вот уже больше недели я отдыхаю от всех сует, футбол не смотрю и шрифтовыми новостями практически не интересуюсь, но нашлось несколько важных тем, которые меня не оставили в покое даже здесь.




Кириллица. Важное.



На удивление нейтрально отреагировало профессиональное сообщество, на новое чудовищное оформление бутылок Кока-Колы. Никто даже толком не осудил, лишь кое-где посмеялись и попричитали. Большинство всё устроило и они пошли покупать бутылки со своими именами, набранными не кириллицей, а чёрт знает чем:

???. Никаких разносов на бизнес-линче у студии Лебедева, разгневанных твитов и т. д. Тишина. Хочется списать на летние отпуска, но даже на отдыхе с медленным интернетом я не могу промолчать. Боюсь представить, какими колоссальными тиражами разошлись эти бутылки по всей стране. Даже в далёкой деревне, откуда я пишу, люди ходят по улице с этим...

Ведь обычные люди каждый день видят этот ужас.

Таня ехала полчаса в вагоне метро и рассматривала плакат со своим именем. Ей понравилось такое внимание к себе. Она улыбнулась. В следующий раз она купит не только бутылку колы, но и когда-нибудь примет логотип с такой же кривой кириллицей, или сама сделает что-то подобное. Это реклама и она рекламирует то, что на ней изображено, в том числе уродориллицу.

Для тех, кому кажется, что всё в порядке, пробегусь быстро по некоторым из букв:

И — зеркально отражённая латинская N. Ошибка начинающих дизайнеров — это две совершенно разные буквы, у которых нет ничего общего.
Ч — перевёрнутая h. Для такого хода нужно быть ленивым дизайнером или не быть им вообще.
к — k из латиницы.
т и ш — извращения с латинской m. Гипермаркет Ашан и Anmeku по всей стране передают привет.
ц — латинская u скрещенная с запятой
д — латинская g. Хотя даже в оригинальном шрифте допущена ошибка. В прям начертании контрастных шрифтов желательно, чтобы «g» выглядела, как в логотипе google. У нас есть журнал Афиша Ега, который прекрасно справляется с распространением шрифтового дурновкусия. Пусть Александр Тарбеев и сделал всё, что мог, но маркетинг победил — в угоду расположению логотипа Афиши на удобном месте, «д» превратилась в «г». Я не говорю, что так делать нельзя. Конечно можно делать что угодно, если с умом. Но дизайнер должен понимать, что даже если он идеально выполнит работу, то тем более за ним кто-нибудь захочет повторить этот приём. И не велика вероятность, что из этого выйдет что-то путное. В этом заключается ответственность шрифтовика.

Список букв с рекламы кока-колы можно продолжать долго: л, ц, м, п. я, ж, р, ф, й, б, в, г... и так далее. Даже китайцы уже научились писать не таким страшным волапюком.
В образовательной части шрифторника (ниже) я оставил несколько ссылок по теме.




Мысли



¹ Когда на улицах миллионными тиражами появляются буквы-уроды и об этом никто не говорит. Когда профессиональное сообщество не вынуждает компании исправлять свои ошибки. Когда обычные потребители нормально это воспринимают.

² Тогда подобных букв-уродов становится на улицах всё больше. Тогда большинству начинают казаться такие буквы нормальным. Тогда крупные компании, сэкономив сегодня на дизайнере и не понеся из-за этого потери, завтра будут делать то же самое.

³ Так деградирует шрифтовая культура.


¹ Сегодня 2014 год. В стране уже появилось достаточно обширное дизайнерское сообщество, которое спокойно реагирует на появление подобных кириллических уродов. То, что сделала кока-кола, по масштабу сравнимо со строительством Охта-центра в историческом центре Петербурга, только в данном случае оно затрагивает всех жителей страны. Если наше архитектурное сообщество хоть как-то реагирует на события происходящие в их сфере, отстаивая какие-то ценности, то графические дизайнеры смотрят на визуальный фон, окружающий их, сквозь пальцы.

² Это грустно. Такими темпами не скоро можно будет сказать о хорошем дизайне и визуальной культуре в стране.

³ Давайте объявлять год грамотной кириллицы — хватит сидеть сложа руки, когда уродуют наши буквы.


¹ Исправляйте руками то, что возможно.

² Не допускайте ошибок сами и не беритесь за то, в чём не компетентны.

³ Порицайте всё некачественное.



Книги



¹ Вышла новая книга Эллен Люптон Шрифт на экране (Ellen Lupton: Type on Screen)
В прошлый шрифторник я говорил, что очень мало литературы посвящено экранной типографике и как раз рекомемендовал первую книгу Эллен «Думая шрифтом». И вот внезапно обнаружил на Амазоне новую свежую книгу Эллен, выпущенную в 2014 году. И она посвящена экранной типографике. Свершилось.

Оформление в духе предыдущей книги и «Шрифт на экране» можно рассматривать как продолжение или следующую реинкарнацию.
Книга посвящена цифровой типографике, начиная от титров к фильмам и моушн-дизайна до сайтов, мобильных приложений, и электронных изданий.

Пока про новинку больше нечего написать, кроме того, что она уже на всех парах едет ко мне с Амазона.

Все заинтересовавшиеся, перед покупкой могут прочитать отрывок книги на ISSUU.
Или изучить сайт книги.

Аудитория: Безусловно все, кому понравилась первая книга и кому не хватает литературы по цифровой типографике.



² В конце лета выйдет новая книга известнейшего немецкого шрифтовика, Эрика Шпикермана под названием "Привет, я Эрик" (Hello, I am Erik: Erik Spiekermann: Typographer, Designer, Entrepreneur).

Пока её можно предзаказать на Амазоне или подождать 25 августа.
К Шпикерману у меня самое неоднозначное отношение и потому особенно интересно будет почитать о нём.

Книга большая и безупречно оформленная.
Что примечательно, Эрик специально для книги разработал шрифт Real, прямое начертание которого бесплатно получит каждый купивший книгу. Интересный ход.

Не так уж часто выходят автобиографические книги о шрифтовых дизайнерах — решайте сами.

Аудитория: шрифтовые дизайнеры, типографы и те, кто хочет ими стать. Хотя, зная Шпикермана, наверняка книга будет интересна и доступна более широкой аудитории.

Страница о книге.



Образовательное



¹ Артём Горбунов о элементах управления и иллюстрации, как базовых элементах вёрстки.
Уже далековато от тематики шрифторника, поэтому двумя строками и без картинки.



² Сегодня я дам несколько ссылок на старые добрые заметки Александры Корольковой про особенности построения кириллицы. В свете того, что натворила Кока-Кола, они не повредят:

Относительно лёгкий способ определить качество кириллицы

Нет предела совершенству



³ Древнее, но ничуть неустаревшее руководство Алексея Ваняшина и Cyreal, для иностранных шрифтовиков по созданию кириллицы.

О том, как сделать из латиницы кириллицу и не допустить катастрофических ошибок. Русским дизайнерам, в особенности молодым, тоже будет полезно ознакомиться с этим пособием.



Видео




Уже по традиции в каждой под-рубрике имена часто встречаются одни и те же. Эрик Шпикерман про себя любимого и свою книгу:

Отличного шрифторника! Присылайте ссылки, делитесь новостями и осуждайте плохую кириллицу. До встречи через неделю.

P.S. Почему-то все присылают ответы на шрифторник ко мне на электронную почту.
Лучше пишите в комментарии.
3 комментария
Никита Пакутин

По поводу «большинство всё устроило» не соглашусь, сразу бросился в глаза в магазине особенно «удачный» пример (https://pbs.twimg.com/media/BsQz8LzIAAARaAb.jpg).

Alexandra

Кому вообще могу прийти такой идиотизм в голову, для начала...

Сергей Фатеев

Мне кажется, что теперь Кока-кола экономит не только на шрифтовиках, но и художниках [1].

Удивительно, как с развитием технологий, которые позволяют быстрее и проще добиваться результата, мы всё чаще наблюдаем плохой результат. Автокад заменил рейсфедер и кульман, а Ваком пришёл вместо карандаша и кистей.

Например, в вузе у нас были учебники 2000-х, которые свёрстаны и проиллюстрированы чертежами хуже советских [2]. В чём дело? Или стоит опять винить экономику?

[1] Речь об обоях c мишками, мех которых будто сделан с помощью motion и zoom blur’а http://promo.coca-cola.ru/i/p/wallpaper.image_102_id/85/2560x1440_pc/621.jpg
Не думаю, что это случай из графика Александры Корольковой «Кто заметит косяки». Похоже, просто за иллюстратора работал плохой технический дизайнер.

[2] Например, учебное пособие Бондаренко В. М. Железобетонные и каменные конструкции, М.: Высшая школа, 2002 сделано хуже, чем оно же в 1987: формулы, чертежи, опечатки.

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное