Сергей Рассказов: основатель Школы шрифтового дизайна, организатор фестиваля Typetersburg и руководитель Шрифтовой бригады. Сознательно про шрифты, типографику, информационный дизайн, визуальные коммуникации, брендинг, и всё, что с ними связано.

О послесловии, как обязательном элементе книги

26 августа 2015, 21:03

У нас много хороших авторов, которые пишут важные книги и статьи, порой весом на пары килограмм. Но, к сожалению, большинство из них грешит одним и тем же. Они не умеют писать послесловие. Сейчас я говорю не о художественной, а о профессиональной и образовательной литературе на любые темы.

Возможно, авторы просто не понимают важности этой составляющей книги. Я считаю, что послесловие в книге необходимо и в нескольких абзацах ниже приведу свои аргументы. Эту заметку я обнаружил в черновиках многолетней давности и решил сразу опубликовать, пока она вновь не затерялась.

Послесловие, как выступление на бис — благодарность читателю, прошедшему весь путь проложенный автором. Послесловие для меня — указательный палец автора. Им он направляет читателя в нужном направлении. Без указательного пальца рука мало на что способна, как и книга без напутствия в конце.

И наоборот, чрезмерное изобилие вводных слов, благодарностей вначале книги, объяснений автора — всё портят. Отвлекают от сути книги. Свидетельствуют о нерешительности автора с первой же страницы начать говорить по делу. Вместо этого в предисловии, порой доходящим до 50 страниц, на американский манер, урывками пересказывая содержание всей книги. К счастью, такое чаще всего случается в переводных книгах, и случалось в советских книгах. Но некоторые современные русские авторы вновь тратят впустую первые десятки страниц.

Напротив, раздел благодарностей в конце книги я всегда читаю с удовольствием и до последнего слова. Т. к. искренне к ним присоединяюсь и преклоняюсь перед всеми причастными к изданию, если книга удалась. Когда благодарности ставят в начале, меня тошнит и я их поскорее перелистываю. Неужели автор не надеется, что книгу дочитают до конца? Неужели спонсоры не могут потерпеть, когда их будут благодарить все читатели книги, а не только автор?

Ещё хуже, маркетинговые ходы, с привлечением для написания нескольких предисловий от разных «экспертов» или публичных личностей. Для этого есть обложка, а лучше суперобложка книги, но эти, не имеющие никакого отношения к книге и автору люди, вылезают раньше предисловий и благодарностей, со своим мнением и рецензией о книге. В издательстве МИФ раньше особенно активно тратили бумагу на этот мусор вначале книг. Это помогает продать книгу, но нисколько не красит её содержимое.

Вернёмся в послесловию. Автору нужно обязательно писать заключительное слово. Хорошее послесловие, порой, составляет 50% полезного действия книги. В нём автор говорит заключительные слова, пишет напутствия, разговаривает с читателем, как с полюбившимся гостем, которого не хочется выпускать из-за стола.

Важно ставить знак препинания в конце книги. Не важно какой: точку, запятую, многоточие или восклицательный знак. Мысль без точки — это не законченная мысль. Книга без послесловия — не книга.

2 комментария
Арсентий

Приведите пример хорошего послесловия, пожалуйста.

Сергей Рассказов

О хороших и плохих послесловиях я не готов сейчас рассуждать.

Сам факт присутствия слов автора после окончания книги — это уже хорошо, независимо от того, что там написано.

Проще дать примеры книг, в которых послесловия не было. К примеру, «Книга про буквы от Аа до Яя» Юрия Гордона http://store.artlebedev.ru/books/design/typography/kniga-pro-bukvy2/

В далёком 2007 году для меня было большим разочарованием, когда после прочтения последней главы про букву «я», за ней не оказалось НИЧЕГО, кроме приложений, примечаний и голоссариев. Автор скрылся по-английски, не попрощавшись.

Книга огромная, важная для профессии, а Юрий вместо того, чтобы как-то отблагодарить или вдохновить читателя в конце, не счёл важным появиться вновь и сказать заключительное слово. Можно было, сказать просто «Спасибо, что дочитали и блаблабла». Либо попытаться вдохновить «Вот и последняя глава осталась позади. Спасибо, дорогие читатели! Теперь берите себя в руки и начинайте создавать шрифты! Если вы прочитали полностью мою книгу, то вы на это способны!»

Для меня «КпроБ» даже во втором издании, не смотря на огромную содержательнейшую вводную часть, до сих пор остаётся скорее справочником или энциклопедией, чем книгой, потому что в ней отсутствует главная составляющая.

Павел Моисеенко

Мне нравится когда автор в конце книги указывает список литературы по теме. Что-то может быть созвучно его мыслям, что-то оппонирует. Это хороший стиль. Вот ты прочитал эту книгу, а есть еще три десятка других.

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное