Сергей Рассказов: основатель Школы шрифтового дизайна, организатор фестиваля Typetersburg и руководитель Шрифтовой бригады. Сознательно про шрифты, типографику, информационный дизайн, визуальные коммуникации, брендинг, и всё, что с ними связано.

О силе сценографии

14 февраля 2017, 22:00

Я впервые смотрел дождь во время дебатов дизайна против «добра». Т. к. сами дебаты были неинтересны, делал выводы и подмечал детали — обратил внимание в фейсбуке на несколько примечательных вещей в сценографии и постановке, которые для сохранения в истории, фиксирую в блоге, так как наблюдения универсальны для любого прикладного дизайна.

Картинка дебатов выглядела так:

¹ Левую, более выигрышную позицию, занимает всегда тот, чьё мнение является приоритетным для канала.
Я не придумываю. Мы пишем и читаем слева направо — так устроено наше восприятие информации. Мы всегда начинаем смотреть с левого верхнего угла:

Человек находящийся в левой половине экрана получает первый взгляд зрителя, и основное внимание, концентрацию и доверие. Слева всегда находится нападающий и дальше от него линия внимания движется на объект нападения вправо.

Например, на всех возможных дебатах на Дожде Навальный всегда стоял слева, на атакующей позиции. Конечно, не случайно.

² Обратите внимание на форму постаментов, за которыми стоят участники.
Острая стрелка направленная прямо в Тёму усиливает движение вправо и эффект нападения на него. Человек справа воспринимается неустойчиво и слабо. При этом нападающий оппонент слева прикрыт бронёй — его постамент устойчивый и закрытый.

³ Ведущая основное время эфира находится слева, со стороны нападающей стороны, усиливая эффект давления вправо. Это тоже влияет на зрителя — два человека слева выглядят убедительнее одного человека справа.

UPD: 4. Самое главное я сразу не заметил. Постамент Навального повёрнут к нему, а от Тёмы отвёрнут. Посмотрите на основание постаментов — это заметно по его форме. Тут и комментировать нечего.

Вот такая сила дебатов (на самом деле дизайна) по одной только статичной картинке, без звука, монтажа и движения картинки (уж там десятки других дополнительных ходов, смещающих акцент в нужную сторону). Хотя и на этом кадре можно найти ещё несколько, влияющих на восприятие.

В обсуждениях на фейсбуке дали ссылку на великолепную подборку роликов с анализом основ композиции в известных фильмах. Говорят, боян, но я не видел. Очень круто.

P.S. Дизайнер с многолетним опытом в моей душе требует вырываться мыслям, потому я завёл в телеграме канал dёsigп, куда буду почаще писать о подобных своих наблюдениях.

И я веду канал о шрифтовом дизайне, в котором уже собралось 900 подписчиков.

1 комментарий
Антон Кривякин

Сергей, не соглашусь, что первым в кадре мы видим Навального.

Да, пишем и читаем текст мы слева направо, но картинка не текст. На ночном небе первой бросится в глаза яркая луна, в статье — заголовок или фактоид. И если заголовок мы справедливо ожидаем увидеть вверху слева, то фактоид при достаточном контрасте обратит на себя внимание в любом месте.

На скриншоте первыми бросаются в глаза яркие стойки, потом экран по центру, потом участники шоу и ведущая, но никак не Навальный.

P. S. Но Навальный лучше освещен, чем Лебедев.

P. P. S. «Вы всегда начинаем смотреть с левого верхнего угла» — опечатка.

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное