Сергей Рассказов: основатель Школы шрифтового дизайна, организатор фестиваля Typetersburg и руководитель Шрифтовой бригады. Сознательно про шрифты, типографику, информационный дизайн, визуальные коммуникации, брендинг, и всё, что с ними связано.

Самые комментируемые за месяц

Вывеска для Рубинштейна

16 февраля 2017, 12:06

Ровно год назад я сделал один из самых главных проектов в жизни — вывеску для ставшего культовым «Кафе Рубинштейн» на Рубинштейна 20. Никто до меня, и я сам, не делал раньше ничего подобного в городской среде Петербурга последние несколько десятков лет.

(Нажимайте на изображения, чтобы посмотреть в большом размере и качестве)

В 14:00 я приехал на встречу с заказчиком по совершенно другому вопросу, а всего через 3 часа уже стоял на лесах на высоте 5 метров и писал кистью название кафе.

Никаких современных технологий и трафаретов. Только опыт, навыки рисования букв и чувство прекрасного с большим вниманием к архитектуре. Фасад мне достался идеальный, другого такого в городе так же нет. И было колоссальной ответственностью не испортить его

Тогда у меня не было в арсенале специальной фасадной краски. Потому я купил обычный баллончик чёрной матовой краски в магазине товаров для граффити и надавливал из него в стакан необходимое количество. За год надпись сохранилась идеально, превзойдя все ожидания.

Видя характерную фактуру камня, я решил не игнорировать её, а наоборот подчеркнуть. Нет ничего важнее для дизайнера, чем работа с контекстом. Только тогда может получиться хорошая работа.

Я принял решение рисовать буквы, словно они появились одновременно с фасадом, сохраняя все трещинки и добавляя контуру знаков немного неровный край.

Сам шрифт и форма букв выли выбраны в соответствии со стилем логотипа, авторства Игоря Гуровича. Но я не срисовывал знаки один в один, а старался сделать их более подходящими для данного контекста фасада. Так появилась Ф с ласточкиными хвостами из 19 века.

Работа шла при минусовой температуре, на улице, в петербургской зимней темноте на шатающихся лесах. Несколько раз за шиворот упала шапка снега с крыши и я пару раз чуть не упал с лесов. Прохожие постоянно останавливались посмотреть. Спрашивали, как подписаться на инстаграм и возвращались по-нескольку раз, чтобы увидеть процесс. Некоторые буквы писал, балансируя на одной ноге, потому что леса не доставали. Незабываемо!

Примерно через 24 часа я завершил проект, а потом ещё неделю видел сны про буквы и кошмары про падения с лесов. До сих пор эта вывеска остаётся лучшей в Петербурге.

Эта работа меня вдохновила и дала сил перескочить через несколько ступенек в профессии.

Спасибо Мите Харшаку за приглашение, Мите Борисову за роль идеального заказчика, Игорю Гуровичу за крутой фирменный стиль.

В прошлом году я сделал ещё более масштабные и не менее крутые проекты. Но про них в следующий раз. Некоторые вещи можно увидеть у меня в инстаграме.

Я веду канал в телеграме о шрифтовом дизайне — обо всём самом актуальном и свежем в профессии. Подписывайтесь

Копирование как часть любой творческой профессии

5 апреля, 0:07

Копирование — это часть профессии
Репродуцирование — прекрасно
Реплицирование — достойно оваций
Цитирование — необходимо
Подражание — часть учёбы
Воровство — плохо

Репродуцирование. Основа всего — мы неизбежно репродуцируем окружающий мир, его свойства, работы коллег и т. д. Это естественно. Подсознательно или осознанно мы репродуцируем каждый день, включая самих себя. Есть целая книга у Кричевского «Поэтика репродукции». Лучшая, его книга, кстати.

Реплицирование. В музыке иногда реплики превосходят авторов оригиналов и выходят в чарты. Реплики — это нормально, они двигают любую профессию вперёд. Увидел, что кто-то сделал что-то интересное, а ты можешь это использовать и сделать лучше — камон, делай!

Цитирование. Отсылки, цитаты, переклички между авторами, приветы друг другу в работах просто необходимы. Зашивать в свои работы пасхальные яйца, отсылающие к коллегам по цеху было бы полезно в нашей профессии. Не хватает непринуждённости в цитировании в сфере дизайна, а жаль.

Подражание. Один из способов обучения. Хочешь понять как работать самому, попробуй разобраться как работают другие. Кстати, я против подражания и старался никогда и никому не подражать даже в процессе учёбы).

А воровство, плагиат и пр. наступают тогда, когда подражание становится 1:1 или повторяет ключевую идею другого автора, с целью получения любой выгоды (денег, славы и т. д.)

Ну и напоследок ещё одно видео ELEW (спустя 8 лет после предыдущего).

К подобному уровню мастерства можно было прийти только репродуцируя, реплицируя, цитируя и подражая.

И ещё на бис:


P.S. Изначально эта заметка была написана в телеграме: https://t.me/rsskzv/89

Текстиль школы Баухауза

29 марта 2013, 23:56

17 марта был в Ткачах на презентации образовательных курсов центра Make It, в котором сейчас курирую образовательную часть по дизайну, кстати присоединяйтесь — набор до конца марта. И там случайно наткнулся на стенде фонда Pro Arte на очень толстый том о Баухаузе (Bauhaus). В моей книжной библиотеке ни в одной из книг о этой немецкой школе не упоминалось про текстиль, который создавался в её стенах. И вообще об этом направлении школы почти нигде нет упоминаний. А это интереснейшая, ничуть не устаревшая, пусть и подзабытая тема, о которой в срочном порядке стоит написать пост и поделиться впечатлениями:

вторым слайдом акварельный эскиз этой работы Гунты Штёльцель

Разнообразнейший текстиль, отличавшийся присущей Баухаузу геометричностью выпускался ещё с начала 20-х годов прошлого века. У школы была своя ткацкая мастерская, в которой работали студенты. Большое внимание уделялось сочетаниям цветов, форм и фактур, чем руководил конечно же Иоганнес Иттен — многие из его учебных заданий выполнялись в текстиле. Кроме Иттена студентов отправляли в ткацкие мастерские так же Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Махой-Надь и др. Главной особенностью тканей Баухауза была их разнофактурность, за использование нитей различных характеристик и структур, ткани назывались «структурными». Не стоит углубляться в технические моменты и инновации, которые использовались при создании тканей — остановлюсь конкретно на графической составляющей этого дела.

Рассказать я хочу о работах трёх учениц, а после мастеров Баухауза

слева направо:
Отти Бергер (Otti Berger, 4 октября 1898 — 1944/45), Анни Альберс (Anni Albers, 12 июня 1899 — 9 мая 1994) и Гунта Штёльцель (Gunta Stölzl, 5 марта 1897 — 22 апреля 1983)

Гунта Штёльцель

Это знаменательная студенческая карточка Гунты, на которой после выпуска она зачеркнула слово студент и написала «мастер». С 1927 по 1931 годы она руководила ткацкой мастерской Баухауза.

Я не буду много писать о её биографии, так как и без меня написана весьма неплохая статья, за исключением написания фамилии Гунты. И есть ещё хороший сайт с большой подборкой работ Гунты Штёльцель.
Лучше я покажу наиболее интересные работы всех этих авторов, конечно для меня, как графического дизайнера.

Интересный эскиз Гунты 1925 года

И ещё несколько эскизов 20-х годов

А это, наверное, самая живописная серия, отдалённо напоминающая некоторые работы Отла Айхера, о которых я обязательно расскажу, теперь я точно знаю, кто на него повлиял.

Если у Гунты в основном весь текстиль был составлен из сложно-составных композиций, то у Анни Альберс всё было сведено к простому геометрическому минимализму с использованием одного-двух цветов.

Просто, лаконично и весьма современно для нашего с вами века

Отдельная серия работ, немного в другом жанре. Посмотрите насколько уравновешены все части композиции. Ей бы шрифтовым дизайнером быть. Привет Рою Лихтенштейну с его клубками.

И ещё одна серия работ, выполненных при помощи линий

Текстильные работы в Баухаузе делались как на заказ, так и для внутреннего использования.
Это кабинет Вальтера Гропиуса:

Так же текстиль использовался для костюмов театра Баухауза, о котором стоит написать отдельную заметку.

Отти Бергер

Отти к сожалению погибла в Освенциме между между 1944 и 45 годами, не успев реализовать всего своего потенциала.
Под конец хочу показать её особенную и самую необычную работу, выполненную в 1930 году

Не знаю, какое влияние имели работы этих мастеров на дизайн прошлого века, но и сегодня они цепляют очень сильно, восхищая своей отточенностью в материале.

Вот все участницы этой статьи одновременно на лестнице в Баухаузе.

Шрифторник — 6

26 августа 2014, 20:10

 1  2  3  4  5  ←  6 

Это последний шрифторник лета. Стабильно, каждые две недели всё лето вместо вторников, я устраивал в своём блоге Шрифторники. Вышла удачная и полезная затея, которая ярче разожгла во многих интерес ко шрифтам!

За эти 3 месяца получалось собирать отличные подборки шрифтовых инспираций, новостей, проблем и мыслей, многие из которых получали отклик, распространение, вдохновляли или провоцировали интересные шрифтовые обсуждения. (Не всё отражено на страницах блога. Часть обсуждений проходила в фейсбуке или жж, а другая часть продолжалась по электронной почте). Шрифторник показал свою актуальность и успешность, НО...

...Лето прошло — впереди загруженная образовательными проектами осень, так что в дальнейшем шрифторники будут выходить по мере необходимости, когда-то чаще — когда-то намного реже. По традиции, конечно, по-вторникам.

90% информации из шрифторников не потеряет актуальности в ближайший год. Так что если вы всё пропустили во время летних отпусков — не поздно будет наверстать осенью и узнать, чего же интересного произошло летом в шрифтовом мире. А интересного было немало.
Специально для этого вначале каждого шрифторника есть ссылки на предыдущие выпуски:  1  2  3  4  5 




Ссылки




¹ Через полтора года после временного закрытия, наконец, открылся сайт Дэйли Тайп

Новый сайт и дизайн одного из древних (с 2004 года) и самых вдохновляющих сайтов о шрифтах. На нём российские шрифтовики и их зарубежные коллеги делятся эскизами, промежуточными вариантами и процессом создания своих шрифтов. Каждый день что-нибудь новенькое — отличный формат и очень хорошая новость, что ДэйлиТайп снова в строю. Надеюсь, проект из закрытого междусобойчика перерастёт во что-то большее (например, появится регистрация или пригласят больше авторов), а старые участники проекта вернутся на него из своих инстаграмов.



Образовательное


¹ Артём Горбунов о правиле внутреннего и внешнего и о других правилах по-немногу.

Об этом давно говорилось, в разных формах, и конечно в 2014 году этот совет Горбунова достаточно прост, зато доходчивее и понятнее, а формулировка универсальнее.

² Игорь Штанг о выключке по центру



Шрифт


¹ Крутая история создания специального начертания шрифта для подчёркивания ссылок для блог-платформы Медиум.

Скорее всего, это только начало — скоро все уважающие себя шрифтовые студии будут выпускать спец-начертания и адаптировать свои шрифты для красивого подчёркивания ссылок.


² Ещё один необычный и прекрасный бесплатный шрифт для экономии печати, называется Риман Эко

Автор шрифта Дэн Ратиган превзошёл задачу и сделал шрифт, который не только экономит краску при печати на 33%, но и здорово смотрится в крупнокегельной акциденции. Ниже парочка видео с Дэном Ратиганом об этом шрифте и не только.



Книги


¹ «Контрпуансон» Фреда Смейерса (Fred Smeijers: Counterpunch)

Изумительная и очень необычная книга. Она вся посвящена истории создания шрифтов и работы пуансонистов 16 века. Необычна и неожиданна книга тем, что автор рассуждает о давно несуществующих технологиях создания шрифтов, при этом эта информация чрезвычайно интересна и важна для современного шрифтового дизайнера. Фред много говорит о балансе чёрного и белого, гармонии и баллансе. С приездом станка для металлического набора, эта книга не покидает мой стол — так и хочется вырезать какую-нибудь букву :)
Сама книга приятна на ощупь, красиво и с любовью сделана, как и все книги Hyphen Press. Отличное пополнение моей шрифтовой библиотеки.

² Эту книгу, как и многие другие я брал на амазоне наугад. У вас же есть возможность сначала ознакомиться с отличной большой статьёй-рецензией в журнале Шрифт.

³ Судя по всему, тираж книги уже разлетелся, как пирожки. На Амазоне остатки. Если закончатся, ищите на Ебэе.



Видео


¹ В апреле Яндекс привозил в Москву с мастер-классом известного английского шрифтового дизайнера Кристиана Шварца, о чём я писал у себя в блоге.

Ребята из яндекса отлично обработали и выложили видео разбора Кристианом всех присланных шрифтов на питче и лекцию, которую Кристиан прочёл в конце.

Среди шрифтов, рассмотренных на питче, если и мой шрифт. Никогда в жизни я так ужасно не презентовывал свою работу. Через телемост, в тёмном помещении, не понимая, видит ли и слышит ли тебя кто-либо на другом конце... но получилось всё равно здорово. Спасибо Кристиану за «cool crazy font». Всего на питче было рассмотрено около 20 интересных шрифтов и дано много содержательных советов. Смотрите запись, если не видели живую трансляцию.


² Дэн Ратиган, наверное, первый шрифтовик, который набил на своём теле татуировки всех своих любимых шрифтов. Видео о его тату и использованных для них шрифтах:


³ Дэн Ратиган рассказывает о своём шрифте Риман Эко



Послебуквие

Спасибо всем кто читал шрифторники, читает и ещё их прочтёт.

Ко мне приехала Адана и скоро будут рассказы про металлический набор, блог остаётся на месте и в завершающей стадии подготовки есть пара статей, осенью будет «Серебро набора» и много всего интересного. И конечно продолжение шрифторников будет скоро. Увидимся.

Удачного шрифторника!