Сергей Рассказов: основатель Школы шрифтового дизайна, организатор фестиваля Typetersburg и руководитель Шрифтовой бригады. Сознательно про шрифты, типографику, информационный дизайн, визуальные коммуникации, брендинг, и всё, что с ними связано.
Ctrl + ↑ Позднее

Новые рубрики блога

9 июня 2016, 9:26

Привет, дорогие читатели. Как всегда наступило лето и я решил оживить блог на этот сезон.

Так случилось, что этим летом я организовываю два масштабнейших проекта. Один масштаба страны, а второй вовсе международный. И о процессе работы я просто не могу молчать, потому буду писать обо всём интересном сюда.




1 проект

Я официально открыл в Петербурге набор на уже второй годичный курс шрифтового дизайна в моей Школе.

За год я получил уже около 20 заявок и мотивационных писем от желающих попасть на новый курс. Всего я ожидаю до 50 заявок из которых я отберу 15 учеников, которые пройдут обучение на курсе, на выходе став полноценными шрифтовыми дизайнерами. С этой недели я начал проводить собеседования, на которых отберу лучшую команду учеников.

Новый курс будет лучше, продуманнее и сильнее.
О подготовке курса, процессе собеседований, особенностях попадания на курс и моей идеологии я буду рассказывать по хэштегу #TYPEDESIGN16-17




2 проект

Я решил сделать шаг, на который никто в городе не решается вот уже почти 10 лет.
Провести в Петербурге международный фестиваль для дизайнеров. Оживить дизайнерскую среду в городе, стране и за её пределами. Собрать и начать формировать полноценное сообщество, дизайнерскую среду. Итак:

6 и 7 августа 2016 в Петербурге я проведу «Международный фестиваль шрифтового дизайна TYPETERSBURG». Фестиваль я готовлю вот уже 2 года, несколько раз откладывал, но теперь некуда отступать. Ближайшие два месяца будут очень насыщенными.

Хэштег: #TYPETERSBURG


Приятного чтения следующих заметок.

О послесловии, как обязательном элементе книги

26 августа 2015, 21:03

У нас много хороших авторов, которые пишут важные книги и статьи, порой весом на пары килограмм. Но, к сожалению, большинство из них грешит одним и тем же. Они не умеют писать послесловие. Сейчас я говорю не о художественной, а о профессиональной и образовательной литературе на любые темы.

Возможно, авторы просто не понимают важности этой составляющей книги. Я считаю, что послесловие в книге необходимо и в нескольких абзацах ниже приведу свои аргументы. Эту заметку я обнаружил в черновиках многолетней давности и решил сразу опубликовать, пока она вновь не затерялась.

Послесловие, как выступление на бис — благодарность читателю, прошедшему весь путь проложенный автором. Послесловие для меня — указательный палец автора. Им он направляет читателя в нужном направлении. Без указательного пальца рука мало на что способна, как и книга без напутствия в конце.

И наоборот, чрезмерное изобилие вводных слов, благодарностей вначале книги, объяснений автора — всё портят. Отвлекают от сути книги. Свидетельствуют о нерешительности автора с первой же страницы начать говорить по делу. Вместо этого в предисловии, порой доходящим до 50 страниц, на американский манер, урывками пересказывая содержание всей книги. К счастью, такое чаще всего случается в переводных книгах, и случалось в советских книгах. Но некоторые современные русские авторы вновь тратят впустую первые десятки страниц.

Напротив, раздел благодарностей в конце книги я всегда читаю с удовольствием и до последнего слова. Т. к. искренне к ним присоединяюсь и преклоняюсь перед всеми причастными к изданию, если книга удалась. Когда благодарности ставят в начале, меня тошнит и я их поскорее перелистываю. Неужели автор не надеется, что книгу дочитают до конца? Неужели спонсоры не могут потерпеть, когда их будут благодарить все читатели книги, а не только автор?

Ещё хуже, маркетинговые ходы, с привлечением для написания нескольких предисловий от разных «экспертов» или публичных личностей. Для этого есть обложка, а лучше суперобложка книги, но эти, не имеющие никакого отношения к книге и автору люди, вылезают раньше предисловий и благодарностей, со своим мнением и рецензией о книге. В издательстве МИФ раньше особенно активно тратили бумагу на этот мусор вначале книг. Это помогает продать книгу, но нисколько не красит её содержимое.

Вернёмся в послесловию. Автору нужно обязательно писать заключительное слово. Хорошее послесловие, порой, составляет 50% полезного действия книги. В нём автор говорит заключительные слова, пишет напутствия, разговаривает с читателем, как с полюбившимся гостем, которого не хочется выпускать из-за стола.

Важно ставить знак препинания в конце книги. Не важно какой: точку, запятую, многоточие или восклицательный знак. Мысль без точки — это не законченная мысль. Книга без послесловия — не книга.

Открыл Школу! Запустил курс шрифтового дизайна

31 марта 2015, 7:42

То, к чему я шёл больше пяти лет, наконец свершилось!
Я открыл свою Школу и запустил лучший курс шрифтового дизайна, как минимум, в Петербурге. Сердце моего Дела жизни, наконец, забилось.
Сергей Рассказов, март 2015

На курсе и вокруг Школы собралось огромное количество величайших по многим параметрам людей. Талантливых, настоящих, тех, с кем хочется находиться плечом к плечу.

И главная гордость — студенты. Команда курса шрифтового дизайна в полном составе:

Из 26 заявок, собеседование прошли 15 студентов, которые на ближайший год стали членами большой шрифтовой семьи. Команда собралась сильная и, что особенно важно — междисциплинарная во всём. Есть и студенты художественных вузов, интерфейсные дизайнеры, состоявшиеся опытные профессионалы и талантливые самоучки. Даже между мальчиками и девочками полный паритет, чему позавидует любой другой дизайнерский курс.

Это впечатляет, вдохновляет, наполняет эйфорией. Одновременно это и большая ответственность. Судьба многих студентов за этот год кардинально изменится. Однозначно к лучшему. Одни приобретут профессию, другие найдут работодателя мечты, третьи сделают первый шаг на пути к известности. Два студента уже поменяли свою жизнь и ради курса переехали из Москвы в Петербург.

Это невероятно и это реально! Школа отрыта. Курс запущен. Всё получается. За год Школа значительно повлияет на подходы к образованию для дизайнеров. Я возрождаю лучшее и создаю настоящую Школу.

Каждый может стать свидетелем этих свершений. В блоге Школы и соцсетях (ФБ, ВК) будут регулярно появляться обширные отчёты с занятий курса, публиковаться статьи и интервью с известными дизайнерами. В прямом эфире дизайн-реалити-шоу Школы, вы будете следить за успехами студентов Школы, видеть их успехи, вдохновляться ими.

Это будет интересный и продуктивный год. Важный год.
Спасибо бесчисленному количеству людей, которые помогли Школе, помогают ей и ещё помогут. Ура.

Подписаться через RSS на блог Школы
Блог
Группа в Фейсбуке
Группа в Контакте
Хештеги: #IIIкола #шрифтвшколе

Новый год или хватит страдать хернёй!

1 февраля 2015, 6:30

Я один из немногих, кто рад событиям, происходящим в стране.

Лучший стимул к эффективной работе — выход из зоны комфорта. А жители нашей страны, к сожалению, слишком долго сидели расслабленными на попе смирно. Просто позорное отсутствие продуктивности.

Этот год расставит всех по местам. Появится много новых крутых продуктов и хороших дел. Те, кто занимается всякой хернёй, тратит бюджеты и ничего полезного не производит, уйдут! Отсиживающие пятидневку, будут вынуждены адаптироваться к настоящей действительности: идти учиться, менять профессию или, наконец, работать по профессии.

Пора впахивать, господа! Делать что-то стоящее. Самое время заняться Делом и не распылять жизнь на всякое непотребство.

Начинайте приносить пользу своей работой или продолжайте лопотать про кризис. Тем, кто не готов меняться, сегодня правительство официально предложило пить водку. Так им и надо!


P.S. А я в это время открываю свою Школу и запускаю первый курс Шрифтового дизайна в Петербурге длительностью 1 год. Некоторые не понимают, как я могу это делать при сегодняшней ситуации в стране. Специально для них этот пост.

Новогодний шрифт в подарок

30 декабря 2014, 8:25

Недавно я официально анонсировал свою IIIколу и курс Шрифтового дизайна, на 1 год в Петербурге. Вначале нового года я напишу пару постов о Школе — деле моей жизни.

А сегодня, в честь Нового года и запуска сайта, я хочу подарить подарки!

Несколько дней назад я пообещал сделать новый новогодний шрифт ровно за 1 день.
И у меня всё получилось. За 1 день я придумал идею, создал систему, отрисовал около 80 буквенных знаков, цифр и спецсимволов. Откернил, придумал шрифту название и 26 декабря отправил собранный шрифтовой файл в подарок первым 30 счастливчикам.

Как мне пророчат хорошие шрифтовики, у шрифта есть потенциал и уготовано большое будущее. Обязательно в следующем году издам его с расширенным комплектом знаков кириллицы, лигатурами, доп. знаками, латиницей и исправлениями.

А сейчас я хочу подарить шрифт «Печкин» всем, кто читает эту запись.

Для этого сделайте репост о Школе из групп Вк, Фб или поделитесь этой записью, после чего пришлите ссылку на type@school.rs — в ответ на ваш адрес электронной почты я вышлю новогодний шрифтовой подарок!

С наступающими! Ещё никогда не было так приятно дарить подарки.

Про цвета российского флага

6 октября 2014, 8:46

В дизайн-кругах принято больше всего ругать кириллицу и российский флаг. В защиту кириллицы выскажусь в другой раз, а сейчас про флаг.

Преобладающее большинство дизайнеров его ругают. Жалуются на белый цвет сверху. На то, что с флагом тяжело работать, непонятно, как его размещать на белом фоне и так далее.
Постоянно говорят «вот у них» и «а у нас».

Тогда скажите мне, какое главное функциональное предназначение флагов?

Висеть на флагштоке и развеваться на фоне неба. А какого цвета небо? Тем более, что (в последние 500 лет) флаги в привычном нам виде чаще всего использовались в морском флоте, где вокруг корабля не только небо голубого цвета, но и отражающая его вода. И у кого теперь лоховские флаги?

Не понимаю, как великая морская держава, как Нидерланды могла иметь такой нефункциональный флаг.

Для того, чтобы разместить бело-сине-красный флаг на белом фоне достаточно решить простую дизайнерскую задачу. А вот если флаг не полноценно виден на фоне неба, этот флаг — отстой. И никакой дизайнер его не спасёт.

Для тех, кто скажет, что на небе бывают белые облака.
Облака движутся, имеют различные оттенки и они не так часто есть на небе, особенно на морском, тогда как небо всегда имеет синий цвет. Конечно если говорить по существу, использование белого цвета в флагах, как и синего — не самый лучший ход. Страны, которые используют любые другие цвета, пошли более эффективным путём. Но с точки зрения символизма, многим хочется выглядеть чистыми-голубыми и белыми-пушистыми.

Конечно, бывают исключения (или удачи)

флаг Франции спасает линия флагштока и нетривиальное вертикальное расположение полосок, благодаря чему флаг сохраняет узнаваемость.

Всё, с чем имеешь дело или работаешь, нужно уметь понимать и любить. Дизайнеру важно уметь находить достоинства во всём и по-дизайнерски решать недостатки (которых на самом деле не существуют — преграды есть только в головах).

Адана

27 августа 2014, 15:30

Несколько дней назад сбылось одно из давних мечтаний. Наконец, ко мне из Англии приехал станок для металлического набора:

Это Adana H/S 2 1935 года. Чуть меньше более популярной Аданы 5x8. Моя старушка может печатать на бумаге форматом 15х10 см или 6,5x4 дюйма — этого достаточно для большинства экспериментов с металлическим набором.

Мне малоинтересно использование современных клише — намного любопытнее работать с живым настоящим металлическим материалом, чем я в основном и собираюсь заниматься. Даёшь хардкор и непередаваемый опыт! Несколько шрифтов с латиницей (Гилл, Таймс, Бодони и Гарамон) ко мне приехали вместе со станком. Кириллицу буду искать у нас.

Этим постом я открываю ещё одну область своих дел — #Rasskazov_Press
В Петербурге леттерпрессовых станков и людей, которые занимаются высокой печатью, считанные единицы. Одним стало больше.

Заранее отвечу на самые часто-задаваемые вопросы:

— Адану искал несколько недель на Эбэе и выиграл свою на аукционе за сумму чуть больше 100£. (имейте ввиду — большинство продавцов не отправляют станки по почте даже по Англии, предлагая самовывоз из-за того, что весят они 10-20 кг. Моя модель весит 14кг и продавец согласился на отправку курьером по Англии за 10£.)

— Для пересылки в Россию я пользовался услугами посредника (Alfaparcel). Это обошлось со всеми услугами по упаковке в 60 фунтов. Доставка длилась чуть меньше 2 недель. В общем, если постараться — станок для металлического набора можно достать уменьшив затраты до минимума (обновлённый пересобранный станок обойдётся уже в 400-500 фунтов).

— Первые пробы печати будут позже. Сейчас я жду последнюю фурнитуру для фиксации наборного материала на станке, ищу подходящую бумагу и привожу станок в порядок (нужно ¹удалить пыль, ржавчину в некоторых местах и смазать, ²привинтить к станку деревянное основание, ³оборудовать рабочее место).

— Я очень доволен! :)

P.S. Делитесь опытом и советами, задавайте вопросы, оставляйте пожелания.

Последние кадры по хештегу из инстаграма:

Шрифторник — 6

26 августа 2014, 20:10

 1  2  3  4  5  ←  6 

Это последний шрифторник лета. Стабильно, каждые две недели всё лето вместо вторников, я устраивал в своём блоге Шрифторники. Вышла удачная и полезная затея, которая ярче разожгла во многих интерес ко шрифтам!

За эти 3 месяца получалось собирать отличные подборки шрифтовых инспираций, новостей, проблем и мыслей, многие из которых получали отклик, распространение, вдохновляли или провоцировали интересные шрифтовые обсуждения. (Не всё отражено на страницах блога. Часть обсуждений проходила в фейсбуке или жж, а другая часть продолжалась по электронной почте). Шрифторник показал свою актуальность и успешность, НО...

...Лето прошло — впереди загруженная образовательными проектами осень, так что в дальнейшем шрифторники будут выходить по мере необходимости, когда-то чаще — когда-то намного реже. По традиции, конечно, по-вторникам.

90% информации из шрифторников не потеряет актуальности в ближайший год. Так что если вы всё пропустили во время летних отпусков — не поздно будет наверстать осенью и узнать, чего же интересного произошло летом в шрифтовом мире. А интересного было немало.
Специально для этого вначале каждого шрифторника есть ссылки на предыдущие выпуски:  1  2  3  4  5 




Ссылки




¹ Через полтора года после временного закрытия, наконец, открылся сайт Дэйли Тайп

Новый сайт и дизайн одного из древних (с 2004 года) и самых вдохновляющих сайтов о шрифтах. На нём российские шрифтовики и их зарубежные коллеги делятся эскизами, промежуточными вариантами и процессом создания своих шрифтов. Каждый день что-нибудь новенькое — отличный формат и очень хорошая новость, что ДэйлиТайп снова в строю. Надеюсь, проект из закрытого междусобойчика перерастёт во что-то большее (например, появится регистрация или пригласят больше авторов), а старые участники проекта вернутся на него из своих инстаграмов.



Образовательное


¹ Артём Горбунов о правиле внутреннего и внешнего и о других правилах по-немногу.

Об этом давно говорилось, в разных формах, и конечно в 2014 году этот совет Горбунова достаточно прост, зато доходчивее и понятнее, а формулировка универсальнее.

² Игорь Штанг о выключке по центру



Шрифт


¹ Крутая история создания специального начертания шрифта для подчёркивания ссылок для блог-платформы Медиум.

Скорее всего, это только начало — скоро все уважающие себя шрифтовые студии будут выпускать спец-начертания и адаптировать свои шрифты для красивого подчёркивания ссылок.


² Ещё один необычный и прекрасный бесплатный шрифт для экономии печати, называется Риман Эко

Автор шрифта Дэн Ратиган превзошёл задачу и сделал шрифт, который не только экономит краску при печати на 33%, но и здорово смотрится в крупнокегельной акциденции. Ниже парочка видео с Дэном Ратиганом об этом шрифте и не только.



Книги


¹ «Контрпуансон» Фреда Смейерса (Fred Smeijers: Counterpunch)

Изумительная и очень необычная книга. Она вся посвящена истории создания шрифтов и работы пуансонистов 16 века. Необычна и неожиданна книга тем, что автор рассуждает о давно несуществующих технологиях создания шрифтов, при этом эта информация чрезвычайно интересна и важна для современного шрифтового дизайнера. Фред много говорит о балансе чёрного и белого, гармонии и баллансе. С приездом станка для металлического набора, эта книга не покидает мой стол — так и хочется вырезать какую-нибудь букву :)
Сама книга приятна на ощупь, красиво и с любовью сделана, как и все книги Hyphen Press. Отличное пополнение моей шрифтовой библиотеки.

² Эту книгу, как и многие другие я брал на амазоне наугад. У вас же есть возможность сначала ознакомиться с отличной большой статьёй-рецензией в журнале Шрифт.

³ Судя по всему, тираж книги уже разлетелся, как пирожки. На Амазоне остатки. Если закончатся, ищите на Ебэе.



Видео


¹ В апреле Яндекс привозил в Москву с мастер-классом известного английского шрифтового дизайнера Кристиана Шварца, о чём я писал у себя в блоге.

Ребята из яндекса отлично обработали и выложили видео разбора Кристианом всех присланных шрифтов на питче и лекцию, которую Кристиан прочёл в конце.

Среди шрифтов, рассмотренных на питче, если и мой шрифт. Никогда в жизни я так ужасно не презентовывал свою работу. Через телемост, в тёмном помещении, не понимая, видит ли и слышит ли тебя кто-либо на другом конце... но получилось всё равно здорово. Спасибо Кристиану за «cool crazy font». Всего на питче было рассмотрено около 20 интересных шрифтов и дано много содержательных советов. Смотрите запись, если не видели живую трансляцию.


² Дэн Ратиган, наверное, первый шрифтовик, который набил на своём теле татуировки всех своих любимых шрифтов. Видео о его тату и использованных для них шрифтах:


³ Дэн Ратиган рассказывает о своём шрифте Риман Эко



Послебуквие

Спасибо всем кто читал шрифторники, читает и ещё их прочтёт.

Ко мне приехала Адана и скоро будут рассказы про металлический набор, блог остаётся на месте и в завершающей стадии подготовки есть пара статей, осенью будет «Серебро набора» и много всего интересного. И конечно продолжение шрифторников будет скоро. Увидимся.

Удачного шрифторника!

Ctrl + ↓ Ранее