Сергей Рассказов: основатель Школы шрифтового дизайна, организатор фестиваля Typetersburg и руководитель Шрифтовой бригады. Сознательно про шрифты, типографику, информационный дизайн, визуальные коммуникации, брендинг, и всё, что с ними связано.

Избранное

Вывеска для Рубинштейна

16 февраля 2017, 12:06

Ровно год назад я сделал один из самых главных проектов в жизни — вывеску для ставшего культовым «Кафе Рубинштейн» на Рубинштейна 20. Никто до меня, и я сам, не делал раньше ничего подобного в городской среде Петербурга последние несколько десятков лет.

(Нажимайте на изображения, чтобы посмотреть в большом размере и качестве)

В 14:00 я приехал на встречу с заказчиком по совершенно другому вопросу, а всего через 3 часа уже стоял на лесах на высоте 5 метров и писал кистью название кафе.

Никаких современных технологий и трафаретов. Только опыт, навыки рисования букв и чувство прекрасного с большим вниманием к архитектуре. Фасад мне достался идеальный, другого такого в городе так же нет. И было колоссальной ответственностью не испортить его

Тогда у меня не было в арсенале специальной фасадной краски. Потому я купил обычный баллончик чёрной матовой краски в магазине товаров для граффити и надавливал из него в стакан необходимое количество. За год надпись сохранилась идеально, превзойдя все ожидания.

Видя характерную фактуру камня, я решил не игнорировать её, а наоборот подчеркнуть. Нет ничего важнее для дизайнера, чем работа с контекстом. Только тогда может получиться хорошая работа.

Я принял решение рисовать буквы, словно они появились одновременно с фасадом, сохраняя все трещинки и добавляя контуру знаков немного неровный край.

Сам шрифт и форма букв выли выбраны в соответствии со стилем логотипа, авторства Игоря Гуровича. Но я не срисовывал знаки один в один, а старался сделать их более подходящими для данного контекста фасада. Так появилась Ф с ласточкиными хвостами из 19 века.

Работа шла при минусовой температуре, на улице, в петербургской зимней темноте на шатающихся лесах. Несколько раз за шиворот упала шапка снега с крыши и я пару раз чуть не упал с лесов. Прохожие постоянно останавливались посмотреть. Спрашивали, как подписаться на инстаграм и возвращались по-нескольку раз, чтобы увидеть процесс. Некоторые буквы писал, балансируя на одной ноге, потому что леса не доставали. Незабываемо!

Примерно через 24 часа я завершил проект, а потом ещё неделю видел сны про буквы и кошмары про падения с лесов. До сих пор эта вывеска остаётся лучшей в Петербурге.

Эта работа меня вдохновила и дала сил перескочить через несколько ступенек в профессии.

Спасибо Мите Харшаку за приглашение, Мите Борисову за роль идеального заказчика, Игорю Гуровичу за крутой фирменный стиль.

В прошлом году я сделал ещё более масштабные и не менее крутые проекты. Но про них в следующий раз. Некоторые вещи можно увидеть у меня в инстаграме.

Я веду канал в телеграме о шрифтовом дизайне — обо всём самом актуальном и свежем в профессии. Подписывайтесь

Зачем нужны засечки — 1

24 июня 2014, 22:00
Каждый из шрифтов обладает определёнными характеристиками и качествами, которые в одной ситуации «спасут мир», а в другой «разрушат». Это первый пост из серии о важных характеристиках шрифтов (засечки, контраст, выносные элементы и т. д.) и том, как они влияют на особенности типографики. Существует бесчисленное множество версий, какие шрифты лучше для набора текста (антиквы, гротески, брусковые, и прочая и прочая). Все в чём-то правы и почти всегда не правы в своей категоричности. Попробую тут добавить объективности. Сегодня речь пойдёт о засечках. Я расскажу откуда они появились, зачем были нужны раньше и зачем нужны сейчас, как они влияют на типографику, когда уместно их использование, а когда лучше обойтись без них.

Во время проведения мастер-классов перед разными аудиториями (от профессиональных дизайнеров до обычных обывателей), практически никто не может твёрдо ответить, зачем же нужны засечки. Что они дают дизайнеру и чего лишают?
Хотя сформулированный ответ на этот вопрос должен давать любой графический дизайнер, как 2х2. Конечно со шрифтами всё не так очевидно и однозначно. Своей серией статей я постараюсь, чтобы вы смогли сами сделать выводы и сформировать свою точку зрения. Чтобы в будущем вместо того, чтобы «играть со шрифтами», вы сразу представляли, какой шрифт нужно использовать для определённой задачи.

Эта статья рассчитана на достаточно широкий круг читателей, так что возможно какие-то вещи вам покажутся очевидными. Целью было собрать как можно более обширный материал по теме со всех точек зрения, чтобы у вас был источник, к которому можно будет при надобности вернуться или на который вы всегда сможете сослаться.

Постараюсь избежать долгих рассуждений про историю засечек, чтобы поскорее перейти к самому интересному: функциональной части о применении шрифтов с засечками в современном типографическом мире. Выводы и рекомендации основаны на моём личном опыте, а так же критике различных книг и статей о шрифтах, так что, возможно, кому-то выводы могут показаться слишком субъективными. Заранее извините — чистой истины не бывает.

Эта запись будет полезна для практикующих дизайнеров, студентов-графиков, тех, кто начинает глубоко погружаться в шрифтовой мир, но упустил из виду информацию о природе засечек и всем тем, кому интересны шрифты и работа с ними.

Для начала ответьте на вопрос, что появилось раньше? Шрифты с засечками или без? Гротески или антиквы?
При всей очевидности, когда я задаю этот вопрос, мнения у аудитории разделяются на две равные части. Или чаще большинство говорит, что антиквы появились первее. Многие привыкли так считать, потому что прочитав большинство литературы по типографике, складывается именно такое мнение. Даже слово «антиква» — переводится как «древний». А «гротеск», ближе всего означает от «необычный» до «уродливый», что подразумевает новизну таких шрифтов. Действительно современные гротески появились совсем недавно, но это не значит, что антиквы (если коротко — шрифты с контрастом или засечками) появились раньше. Про антиквы и гротески я ещё напишу отдельную заметку, ну а пока давайте вернёмся к засечкам.

Посмотрите на один из первых гротесков, которому 2500 лет. Греческий дедушка нашей современной письменности:

Греческое капитальное письмо. 5-4 в. до Н.Э.
Засечки отсутствуют. Форма букв соответствует геометрическим фигурам. Буквы моноширинные.

Видите основные недостатки?
Буквы имеют одинаковые пропорции, из-за чего отсутствует ритм, а соответственно и удобочитаемость. Но главное — греческий капитальный шрифт не держит строку. У букв неравномерные окончания штрихов и сами буквы расположены достаточно хаотично. Тут пока ещё отсутствует понятие интерлиньяжа, а есть только равномерное заполнение формата. Некоторые штрихи букв слишком длинные, другие наоборот слишком короткие.

Конечно такой хаос не подходил римлянам, когда с расцветом своей империи они позаимствовали греческую письменность и алфавит. И вот тогда для уравновешивания формы букв и придания им законченной формы, они придумывают первые засечки:

Переходная ранняя форма римского капитального шрифта. 3-1 в. до Н.Э.
Появляются первые засечки. Буквы начинают иметь разную ширину в зависимости от конструкции.

Такие же засечки появляются в раннем греческом капитальном шрифте в 1в. до Н.Э.

Первые засечки имели клиновидную форму и повторяли угол окончания штриха. Эта форма засечек лично мне напоминает шумерскую клинопись, 3000 до Н.Э., хотя вряд ли она как-то могла повлиять на римлян.

Спустя век, римляне совершенствуют греческий «геометрический гротеск» и превращают его именно в тот самый антиквенный римский капитальный шрифт

Римский капитальный монументальный шрифт. 1 век до н.э.
Появляются полноценные засечки. Пропорции букв уточняются. Появляется заметный контраст основных и соединительных штрихов.

Буквы вырезались в мраморе и их форма полностью следует логике письма плоским инструментом (кисти в данном случае, которой писались буквы, перед тем, как их начнут вырезать).
Этот шрифт можно назвать идеальным. В нём выверен контраст и оптические особенности восприятия букв. Буквы разделены на группы по пропорциям. Засечки заканчиваются не только красиво, но так же под правильным углом и идеально держат строку.

Про «Траян» уже сказано больше, чем про все остальные шрифты, поэтому без лишних слов ещё несколько примеров:

Первое фото — анализы Луки Пачоли и Леона Альберти. На втором — геометрический анализ построения, сделанный Леонардо да Винчи. Третье — современная каллиграфическая интерпретация, сделанная Клаудио Гилом.

Но, несмотря на свою идеальность, это сложный шрифт. Для написания одной буквы требовалось большое количество движений руки, много старания и мастерства (не каждый мог освоить такое письмо). Так же для удобочитаемости прописных знаков капитального шрифта требовались большие межбуквенные расстояния, что делало его слишком дорогим, т. к. бумаги тогда не было и книги (кодексы) писались на дорогих папирусах и пергаменте. Поэтому этот шрифт так и остался в камне и в скором времени был забыт до ренессанса.

Потребовался более экономный шрифт, который был бы компактнее и при этом быстрее воспроизводим.
Так появляется римское капитальное квадратное письмо, которое использовалось для написания книг в I-III веках.

Римское квадратное письмо. I-III вв.

Любопытный шрифт, с высоким контрастом (1:5). Прописные буквы вновь становятся практически моноширинными. Засечки минимальны либо отсутствуют вовсе. Да они практически и не требуются, потому что чёткие окончания жирных штрихов и без них хорошо выдерживают линию строки.
Квадратные капиталы — хороший вид письма и его влияние заметно, к примеру, в современных классицистических антиквах.

Итальянское письмо продолжает видоизменяться и адаптироваться под нужды времени. Так параллельно с квадратным шрифтом появляется более простая и убористая форма письма — рустика. «Рустика» дословно переводится как «деревенский, крестьянский». Если квадратное письмо и римский капитальный шрифт были официальными, то рустикой писали во всех сословиях. И знать, и бедняки.

Рустичное письмо I-III века.
Быстрое и очень компактное письмо. Обратный контраст. Узкие знаки. Массивные засечки. Появляется большое количество лигатур. В поздних формах рустики (V-VIв.) возникают выносные элементы и росчерки.

Этим письмом было легче научиться писать — большинство букв писалось не отрывая руки в 1-3 движения. Шрифт был экономнее и убористее. На одном листе можно было уместить большое количество текста, благодаря обратному контрасту основные штрихи — тонкие, а соединительные — широкие и ширину знака можно варьировать и делать шрифт ещё компактнее.

Очень красивый каллиграфичный шрифт, при этом очень функциональный и удобочитаемый. Благодаря массивным засечкам — строка держалась превосходно и писать рустикой можно было совсем без интерлиньяжа.

Красиво

Убористо

Мы приблизились к концу первой исторической части, но прежде, чем я закончу, ещё один вопрос: Какие шрифты вам напомнила рустика? Надеюсь, угадали правильно. Акцидентные шрифты 19 века, которые у нас принято называть итальянскими. И шрифты с обратным контрастом, которые становятся популярными в последние годы. С них я начну следующую часть, а пока вот вам для закрепления засечки, о которых я сегодня вёл речь. Вспомните по памяти?

Какие выводы о предназначении засечек можете сделать уже сейчас? Чем они полезны?
Где в следующий раз будете использовать шрифты с засечками?

Продолжение следует. В следующий раз продолжу строить исторические параллели между шрифтами 6-15 века и в конце перейду к современным формам шрифтов и засечек.

Инстаграм

28 мая 2014, 20:47

Предистория
Для меня инстаграм в последнее время стал наиболее удобной платформой для ведения блога. Там я @rasskazov (как и в большинстве соц. сетей)

Моему инстаграму уже наверное несколько лет, но по-настоящему вести его я начал меньше 2 месяцев назад.

Это удобная платформа, которая позволяет каждый день быть на связи с миром. Одновременно публиковать что-то визуальное и писать текст, а после на лучшие (обычно по лайкам) материалы делать репосты в Вк, Фб и твиттер.

Содержимое
Если на подготовку записи в блоге на эгее я трачу в среднем около недели и больше, то на публикацию в инстаграм мне требуется не больше 10 минут. Не нужно долго готовить большой пост, а качество микро-заметок в формате инстаграма можно поддерживать на высоком уровне.

Раньше я делал фото-заметки для себя и о себе, но последние 2 месяца я изменил своё отношение к этой соц. сети.
Я каждый день делаю десятки и сотни фотографий частичек дизайна, окружающих меня. Лучшие или самые интересные из отснятых материалов теперь загружаю в инстаграм (по 1-3 фотографии в день). И стараюсь создавать интересный контент о дизайне, шрифтах, типографике и визуальных коммуникациях для смотрящих и читающих мой инстаграм.

Смысл
Если несколько недель назад у меня было около 60-70 подписчиков, то на момент написания этой записи их уже 199 (без каких-либо накруток, разве что среди них затесалось несколько ботов). А значит я не зря всё это затеял. Добро пожаловать двухсотому и всем последующим.

Устройство
В инстаграме я публикую материалы на несколько тем:

  • Дизайн и все его проявления
  • Шрифты, каллиграфия и типографика
  • Ремесло и мои рабочие процессы. Хештег #rasskazovtype
  • Заметки из путешествий. Для каждого путешествия я создаю отдельный хештег. Прошлым летом, когда я объехал половину Нидерландов на велосипеде, за моими передвижениями можно было следить по хештегом #duNetherlands
    Прямо сейчас эту заметку я пишу из Италии и хештег моих фото-впечатлений: #rasskazovitaly
  • Еда #кухнинг
  • И про себя (около 10% от основного фотопотока)

Подписывайтесь @rasskazov и рассказывайте друзьям.

Последние фото:

Обещаю наращивать обороты и качество материалов. А в этом блоге конечно оставайтесь на линии. Как только наберутся материалы на что-нибудь большое — сразу буду выкладывать сюда.

Мрамор

19 июня 2013, 16:57

Сегодня получил долгожданные инструменты (резцы, молоточки и т. п.) для вырезания букв в мраморе.
Скоро опробую их в работе, а в воскресение проведу мастер-класс по вырезанию букв римского капитального шрифта в мраморе на заключительном занятии моего курса по шрифту в Мейките.

P.S. Спасибо Марии Дореули за помощь в поиске нужного магазина в Гааге.

MONOQI

11 ноября 2012, 18:33

Обратил внимание, что мало кому известен крутой немецкий интернет-магазин дизайнерских товаров monoqi.com
Кроме записи Яны Франк, я не нашёл других упоминаний на отечественных просторах. Поэтому коротко расскажу о нём, чтобы хоть как-то разбавить эту несправедливость.

Главная концепция этого сайта заключается в лимитированной продаже различных дизайнерских объектов со скидками, от небольших до значительных, с ограничением по времени продажи (обычно какую-то конкретную дизайнерскую вещицу можно купить в течении 1-7 дней, после чего она безвозвратно уходит в архив и сменяется новыми штуками)

Штуки в продаже бывают разные. От всевозможных мелочей (дизайнерских кружек, игрушек, подушек...) до предметов интерьера и стильных аксессуаров со всех концов света от известных дизайнеров.

Половину вещей, которые у них продаются, я считал концептами и не думал, что их можно приобрести.
Как, например, эти часы ExtraNormal от Росса МакБрайда из NormalDesign, которые до этого я много раз безуспешно пытался достать из Японии, будут висеть в продаже ещё один день.

В Россию доставки у них нет, но на сегодняшний день это нельзя считать проблемой. Даже не обязательно прибегать к услугам посредников — достаточно указать в адресе доставки подходящее почтовое отделение любого европейского города, куда вы собираетесь в ближайшее время, с пометкой «до востребования». После доставки посылка будет храниться на почте 2-4 недели (в зависимости от страны), прежде чем её отправят обратно.
Имея под боком финскую Лаппеентранту, мне конечно легко говорить :)

Чтобы просматривать сайт, нужно зарегистрироваться. В первое время существования monoqi это можно было сделать только по приглашению от раннее зарегистрированных пользователей.

Регистрация на данный момент открыта, но на всякий случай даю свою пригласительную ссылку.

Кроме покупок, считаю MONOQI очень удачным дизайнерским комьюнити, а из их тумблера можно не вылезать часами.

P.S. Как только получу свой первый заказ с Моноки, сразу же отпишусь.

Живая инфографика

10 ноября 2012, 16:26

В коллекции накопилось несколько примеров нетипичной инфографики (для сегодняшнего тренда по крайней мере), которые я сейчас вам покажу. Ничего нового, только доброе и проверенное старое, живое и интерактивное.

Мой самый любимый образец:

Конечно этот снимок — дело рук Пикассо. На фото Яша Хейфец (виртуознейший скрипач прошлого века — рекомендую к прослушиванию.)

Мне очень нравится эксперимент фотографа Ноа Калины, который на протяжении 12,5 лет ежедневно делал автопортреты, держа камеру на расстоянии вытянутых рук и склеил из всего этого 12 изображений, по одному за каждый год жизни.

Подробные материалы проекта и видео, склеенное из 4514 снимков.

Аналогичный эксперимент девушки под ником clickflashwhirr, который продолжается с 2006 года.
На основе её фотосета из более чем 500 снимков Tiemen Rapati сделал этот удивительный портрет

Так же можно глянуть аналогичное предыдущему видео, собранное из снимков за пять с половиной лет.

И ещё один похожий по духу проект Вандера Яхта, который заснял полный круг движения солнца за полярным кругом.

Наверное большинство из того, что я показал, и покажу дальше, можно отнести к одному из предков инфографики, возникшему в XIX веке — хоронофотографии.
Всем известна «Лошадь в движении» Эдварда Мейбриджа 1877г.

Интересные эксперименты проводил Этьен-Жюль Маре, доказав превосходство кошек над остальными пушистыми :)

Чаще всего в инфографике речь идёт о взаимодействии одних предметов с другими. Эффективный способ познания мира. Или просто весёлая игра с деталями, как в проекте Йонаса Карлссона

Бывают интересные примеры использования «позновательной инфографики» в рекламе.

Постер недавней рекламы компании Levi's

Теперь немного про интерактивную инфографику.
Проект визуализации карты ветров США разработанный инфографами Фернандой Виегас и Мартином Ваттенбергом.

Карта интерактивна и в реальном времени (обновляясь каждый час) показывает движения воздушных потоков. Можно заглянуть в архив и посмотреть, как шёл через Нью-Йорк недавний ураган Сэнди 29 октября

Ещё один проект, связанный с ветром.
Архитектурная инсталляция Чарльза Соуэрса на стене музея Рэнделла в Сан-Франциско.


Закончу, всем знакомым и очень ёмким по содержанию информации, снимком

UPD: Ссылка на автора этой фотографии подсказана в комментариях.

КПД всех этих проектов настолько велик и не требует каких-либо слов, что бесспорно многие из них можно отнести к лучшим образцам инфографики, как примеры грамотной визуализации данных. По подходу и качеству погружения.

Процесс работы над проектом аналогичен лепке из пластилина

12 апреля 2012, 9:41
Любой рабочий процесс для меня ассоциируется с куском пластилина. Именно скульптурного, самого твёрдого. Если такой ни разу не держали в руках, то обязательно сходите в любой художественный магазин и купите полкило, чтобы меня не только понять, но и ощутить суть.
http://rasskazov.pro/blog/pictures/plastilin.jpg

Помните из детства, как непросто лепить что-то из пластилина, не разогрев его руками? От скульптурного, без предварительных усилий, вам будет нелегко отрезать или оторвать даже небольшой кусочек. Только когда у вас будут гудеть пальцы и дрожать руки, серая пластилиновая масса оживёт, расцветёт и с ней можно будет делать что угодно. Если отложите пластилин на день, он снова станет твёрдым и все усилия придётся прикладывать по-новой.

То же самое происходит во время любого рабочего процесса. Для того, чтобы что-то начать, требуется приложить много усилий (иногда волевых, иногда физических). Начало — это основная и самая непростая часть работы над любым проектом. В рамках одного дела многие возвращаются по нескольку раз в начальную точку, из-за того, что остановились в считанных метрах от вершины и дали себе остыть.
Единственный способ избежать трудоёмкого начала — поддерживать рабочий процесс в постоянном тонусе. Никогда нельзя останавливаться. Чем больше и дольше вы работаете, тем совершеннее и эффективнее будет идти ваш проект. Каждое послабление откатывает назад, к началу пути, после которого снова придётся разогревать остывшую массу брошенного проекта.

Или представьте, что вы плывёте в реке против течения. До берега осталось совсем немного, но сил уже нет. Можно сделать всего один рывок, через силу и дальше спокойно продолжать путь по берегу или можно отдаться течению, отдохнуть и попытаться снова. Так с каждым разом сил у вас будет оставаться всё меньше и вы утонете.

Естественная реакция любого организма — избегать трудностей, потому что обязательно будут кипеть мозги, дрожать пальцы и отваливаться руки. Но другого пути нет и оно того стоит. Не останавливайтесь на полпути — резервов для достижения любой цели у нас достаточно. Только нужно эти резервы закалять, чтобы пластилин любого проекта плавился при первом касании пальцев.

«Зримый глагол» Дмитрия Петровского. Гармония и иллюзии

17 марта 2012, 23:19
Сегодня хочу рассказать о первой книге по шрифтам, которая оказала на меня значительное влияние.

Рецензию пишу впервые, потому просто попробую вспомнить ощущения шестилетней давности, когда в моей библиотеке не было ни одной книги по специальности. Тогда Брингхёрст ещё не лежал на полках магазинов, Живая типографика и подавно. А в руках до этого в детстве я держал только таблицы О. В. Снарского «Шрифт в наглядной агитации» 1978 года. Буквы в книге Снарского меня тогда мало заинтересовали, а сопроводительный текст тем более. Зато внутри лежали два трафарета: один шрифтовой, а второй с аккуратно вырезанным профилем Ленина, ради которых я периодически доставал эту книгу.
Потому до момента, когда я получил в подарок книгу Дмитрия Петровского «Зримый глагол — Гармония и иллюзия», шрифты были для меня неизведанными дикими джунглями. Сейчас это самая затёртая книга в моей значительно увеличившейся библиотеке:

Начиная с обложки и до последней страницы, единственная преграда для освоения материала — страшноватое оформление. Cовременному разбалованному читателю будет особенно нелегко приступить к чтению. К счастью, раньше при дефиците источников для получения знаний, любая книга по дизайну была драгоценностью и никакое оформление не могло воспрепятствовать получению информации.

Книга Дмитрия Петровского, а точнее первая повесть из запланированных десяти частей одного большого шрифтового романа — самая необычная из прочитанных мной книг по шрифтам.
На первых страницах автор обозначает главную задачу книги: «Введение в шрифтовое искусство».
Я бы сказал, что «Зримый глагол» погружает в шрифтовой мир, причём достаточно глубоко.
Полностью согласившись с точкой зрения автора во вступлении, стало ясно, что дочитаю книгу до конца. Следом идёт классификация автора и кратко рассматриваются классификации из других источников.
Вариант Петровского мне импонирует намного больше, чем, например, поэтическая классификация Брингхёрста. Пусть тут всё сложнее и запутаннее, но я не пропустил ни одной буквы. Жадно перечитывал каждый анализ автора и сравнивал похожие гарнитуры, по нескольку раз пересматривая сотни строчек Hamburgefonts и Чфысвиуязб на примерах. Эти буквосочетания я запомнил на всю жизнь :)
Насколько мне известно, многие игнорируют и пропускают классификацию даже в лёгкой и поверхностной книге Корольковой. Очень зря. Настоятельно рекомендую никогда не пропускать подобные главы в других книгах и пристально изучить работу Петровского.
Вся терминология в книге аккуратно продублирована иностранными названиями, с объяснениями того, в какой стране какие термины применяются и почему, что весьма актуально для новичков. На каждую классификационную группу даётся по десятку примеров современных шрифтов, с указанием имён авторов, издателей, и краткой исторической справкой по некоторым из них. Понравилось, что в классификации автор основательно анализирует форму знаков, начиная с графем и пропорций, заканчивая формой засечек и контрастностью штрихов.

Конечно я полюбил «Зримый Глагол» не только за классификацию. После неё, ближе к середине, начинается самое интересное. Разговор о той самой заявленной гармонии и иллюзии. О применении шрифта и его эстетике. Четыре десятка страниц, которые можно назвать качественным руководством по шрифтостроению. Петровский пишет про особенности построения не только антиквенных и гротескных форм знаков, но и уделяет внимание знакам препинания, цифрам, курсивным и жирным начертаниям. Такого разбора, кроме Петровского, из русских авторов по сей день никто больше не делал. Книга про буквы Юрия Гордона хороша только насыщенным количеством примеров разнообразных исторических и современных буквенных форм, но использовать «К про Б» по делу возможно, только если постоянно подглядывать в книгу Петровского.

Дальше идёт полезная и очень насыщенная глава про удобочитаемость, которая достойна не меньшего внимания. Ближе к концу автор снова не на долго возвращается к классификации, под занавес ёмко рассуждая о правильном подборе шрифтов и их сочетаниях между собой. Словно после хорошего концерта, хочется аплодировать, чтобы автор вышел на бис и сказал ещё хотя бы пару слов.
У Дмитрия Петровского очень живо получается говорить о буквах и современных шрифтах. Интересно, какими будут следующие 9 повестей, в которых автор собирается детально проследить за историей шрифта, осветить практику каллиграфии и проектирования шрифта на компьютере.

Аудитория: Студенты художественных вузов, практикующие графические дизайнеры, начинающие шрифтовики и все остальные, кому интересно разобраться в непростом искусстве шрифта. Книга подойдёт неразбалованным молодым дизайнерам и может открыть что-то новое тем, кто давно в профессии.
Оценка: Можно ставить твёрдую 5, если бы не оформление и сложная структура книги. Как проверено на практике, ничего из этого не помешает, если вы действительно жаждете знаний. Недостатки можно простить за насыщенный материал и кучу полезных иллюстраций, присутствующих именно в том месте, где они нужны. Во время чтения видишь только буквы, буквы и ещё раз буквы, всё глубже погружаясь в их мир.
В заключение: Книга насыщена большим количеством исторических и современных данных о шрифтах. Работа проделана колоссальная. Ни в одной книге русского автора я не видел такой концентрации информации и идей. Сложно поверить, что всё это влезло на 160 страниц и в то, что по сей день книгу можно купить в Доме Книги за каких-то 300 рублей. Давно мечтаю познакомиться с Дмитрием Ильичом, попасть на его занятия и увидеть остальные повести этого многообещающего шрифтового романа. Недавно мне стало известно, что уже написана следующая книга, для которой автор, к сожалению, пока не может найти издателя. Вот такие дела. Не перестаю ждать и надеяться.
Объективно сказать, даже после книги про буквы Гордона у меня не возникало такого чистого искреннего желания стать шрифтовым дизайнером и сделать свой шрифт, как после «Зримого глагола» Петровского. Спасибо.
Ctrl + ↓ Ранее